ОСНОВНАЯ  ИСТОРИЯ ВИНОКУРЕНИЯ |  ДОМАШНЕЕ САМОГОНОВАРЕНИЕ  |  ГАЛЕРЕЯ  | 


Прикубник в истории перегонки

 На форумах самогонщиков уже не один год ведутся активные споры относительно целесообразности использования прикубника (сухопарника) при перегонке. При этом практическая сторона вопроса, как правило, рассматривается вне исторического контекста, хотя бывают и редкие исключения. Например, попытка разобраться в истории появления прикубников на форуме сайта http://alcodistillers.ru/.

 Тема: Сухопарники, мокропарники, барботеры и другие приблуды в дистилляции
 «Что-то совсем из головы вывалилось, обсуждали этот вопрос уже не единожды, но так и не удосужились выявить причину возникновения популярного явления..
 Давайте посмотрим внимательно вот эту картинку, она старинная и хорошо раскрывает причину заблуждений и появления современных ремейков»..

Прикубник в истории перегонки

 «Из печки с водяным баком слева выходит водяной пар, попадает в бочку с брагой, после чего пар попадает в очередную бочку с брагой и только в самом конце проходит через сухопарник... я так понял, что его ставили от брызгоуноса, так как пар подавался под приличным давлением. Тоесть, обычный старинный парогенератор, удобная штука для дистилляции густых бражек. Внимательный читатель знакомый с английским уже все понял... Для непонимающих объясняю .. на картинке нарисован процесс дистилляции паром. В старину дистиллировали один раз, разговоров о головных и хвостовых фракциях даже не поднимался, ибо просто не знали.
 Тоесть... владельцы бурбуляторов в принципе могут их использовать для получения сырца, с той только разницей, что в банки-склянки нальют брагу (например густой зерновой затор), а в куб воду».

 Источник: http://alcodistillers.ru/forum/viewtopic.php?id=154

 Конечно, этот пример из разряда курьезов. Но он весьма наглядно показывает, насколько поверхностны представления в этом вопросе. А вопрос этот действительно сложный и интересный, уходящий своими корнями в очень отдаленное прошлое.
 Если кратко, то прикубники как последовательно соединенные друг с другом приемники паров (различной формы), установленные после перегонного куба первыми стали применять алхимики при возгонке (сублимации). Это были обычные воздушные холодильники. Позже их использовали при перегонке небольших объемов вина и винного дистиллята как один из способов для получения обезвоженного (насколько позволяло оборудование) винного спирта. В книгах о дистилляции, изданных в XVII-XVIII веке, уже есть рисунки разнообразных прикубников, но очевидно, что их стали использовать гораздо раньше.
 В XVII веке алхимик Иоганн Рудольф Глаубер (1604-1670) сделал первый промышленный перегонный аппарат с прикубиками позволявший получить за одну перегонку высокоградусный спирт. Позже принцип получил развитие в «аппарате Адама» (XIX век) и т.д. Теперь о том, почему стали использовать прикубники в домашнем самогоноварении в XX и XXI веке. Если посмотреть на зарубежный опыт американских самогонщиков, то там это традиция. Она берет свое начало еще с первых шотландских и ирландских переселенцев гнавших виски таким способом у себя на родине. Откуда самогонщики в СССР узнали о прикубниках можно строить, только предположения. Это или дореволюционный опыт еще с царских винокуренных заводов, или кто-то просто вспомнил старый вариант промышленных установок и решил его применить и как средство очистки самогона от сивушного масла. В результате забытое старое хорошо прижилось в новом настоящем пусть и в несколько иной интерпретации.
 Кончено краткость сестра таланта, но если учесть, сколько сейчас появилось «специалистов» в самогоноварении, убедить которых в чем-то проблематично, а успокоить можно только поставив перед фактом, то сказанного выше явно не достаточно. Поэтому для более-менее детального освещения данной темы нужно писать небольшой исторический обзор подтверждая каждое свое утверждение цитатами и рисунками с указанием источников, откуда они взяты.
 И так с чего же все началось…

 Кто и когда первый получил винный спирт, перегоняя вино достоверно не известно. Две основные версии сходятся к тому, что это были арабские или европейские алхимики. Соответственно разнятся и даты IX-XII века. Не удивительно если учесть, что проблема с датировками того или иного открытия в силу разных причин довольно распространенное явление. Тем не менее, известно кто из алхимиков дал название винному спирту – «вода жизни» (aqua vitae). Это был Арнальдо де Вилланова.

 «Так известны сочинения врача и алхимика Арнольда Вилланованского (1240-1311). Жизнь этого алхимика полна превратностей и разнообразных приключений. Из его сочинений получила известность книга «Розарий философов». В этом и других сочинениях Арнольд не отделяет алхимию от медецины. Он упоминает различные химикаты, рекомендуемые для лечебных целей, особенно яды и противоядия. Среди чудодейственных средств лечения он выделяет все исцеляющую панацею. Арнольд по-видимому, первым описал винный спирт, называемый им «водой жизни» (aqua vitae), и указал, что он может быть получен дистилляцией виноградного вина».

 Фигуровский Н.А. История химии М.: Просвещение 1979 стр. 19-20

 Алхимическая терминология до сих пор прослеживается в названиях крепких алкогольных напитков, процессов их производства, оборудовании…

 «Само слово «виски» - «кельтское», оно происходит от гэльского uisge-beatha, означающего «вода жизни», и хорошо ли, плохо ли, - но в основном, как мне кажется, хорошо, оно играло в жизни гэлов ту же роль, что вино в жизни латинских народов Средиземноморья».

 Роберт Брюс Локхарт Виски. Шотландский секрет глазами английского шпиона М.: КоЛибри, 2007 стр. 23

 «Именно в Западной Европе первые «водки», то есть винный спирт, содержащий половину или менее половины объема воды, получил латинское название «аквавита» (aqua vitae – вода жизни), откуда произошли французское «о-де-ви» (eau-de-vie), английское виски (whisky), польское «оковита» (okowita), являвшиеся простой калькой латинского названия или его переводом на тот или иной национальный язык».

 Вильям Похлебкин История водки М.: Эксмо, 2014 стр. 27

 Ниже приведен рисунок аппарата для простой перегонки вина, из трактата Арнальдо де Вилланова.

Прикубник в истории перегонки

 Рисунок из книги: Борис Родионов История русской водки от полугара до наших дней М.: Эксмо 2012 стр. 44

 Что обращает на себя внимание. Небольшой объем куба, мощная система водяного охлаждения, и конечно отсутствие прикубника. Вот здесь очень важный момент, на который нужно обратить особое внимание.
 Долгое время алхимики и аптекари, а так же атекари-алхимики делали и применяли винный спирт (виноградный самогон) как лекарство для лечения различных болезней. Что бы было более понятно, о каких болезнях идет речь, а так же о методике их лечения ниже приведена рецептура из лечебника XVII века. Издание репринтное, поэтому орфография по возможности сохранена.

О вине жженномъ

 «Вино жженое горячее поможение человеку. Вино жженое противъ ядов питии его, кого ломитъ дна помазывати и пити его мало и кому воступить вредъ во языкъ пити его, и кому скорчиваетъ руце и нози отъ судороги, тоже вино добро есть помазати место болящее; тоже вино добро есть рана мазати и около раны, вымыти рана и питии его мало, весь ядъ выжженетъ, и здравъ будетъ. То же вино добро есть, кому лоно отечетъ, питии вино мало и мазати лоно: тоже вино добро есть, питии, кому вредъ есть и что изъ него идетъ гной и безъ престани и помазывати около больного места: тоже вино добро есть, кому желудок болить, а питии его на дще сердце на кiйждо день, да до того же дни, и человека умершаго налiяти того же вина и воняя зла не изходить изъ него и помазати тело его. Мясо и рыбу тоже вино гнити не даетъ, где прокопять или помажуть, и коликому будеть ясти то мясо и рыбу, ино его изыми в чистой воде, а не измыти ино будеть горько. Тоже вино горячее, лихое вино и медь чинить добро налiяти, коли спортить и будет добро яко же и первiе».

 М.Ю. Лахтин Старинные памятники медицинской письменности: Дословный текст лечебника, хранящегося в Московской Патриаршей библиотеке Изд. 2-е М.: 2012 стр. 4-5

 Использование винного спирта (в рецепте жженое вино) в лечебных целях для наружного и внутреннего применения не требовало высокой крепости и могло быть получено одной или двумя перегонками. Здесь еще нужно уточнить, что сначала лекарством был сам винный спирт, а не спиртовые настойки. Первым кто стал делать спиртовые вытяжки из растений, был легендарный врач, алхимик и философ XVI века Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст из Гогенгейма известный как Парацельс (1493-1541).
 Новаторство Парацельса было в том, что он как врач отошел от традиционных для того времени «галеновых препаратов» получаемых из лекарственных растений с помощью таких растворителей как вода, уксус, вино и мед поскольку считал их неэффективными. Не смотря на это со временем спиртовые тинктуры так же стали относить к «галеновым препаратам».
 И еще небольшой пример влияния алхимии на химическую терминологию:

 «Алхимическая триада под воздействием медико-лекарственных тенденций видоизменилась в «пятерицу» Парацельс, став иатрохимиком, говорит уже не о трех, а о пяти субстанциях, или «ближайших и естественных принципах»: сера, ртуть, соль, флегма, caput mortum – «мертвая голова» - сухой кубовой остаток. Флегма и мертвая голова – наиболее грубые субстанции пониженной духовности, содержащиеся в грубых землях и простых водах».

 Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVIII века. Всеобщая история химии М.: Наука 1983 стр. 262

 При лечении «водой жизни» дозировка была небольшая, требовалось ее мало, и по этой простой причине необходимость совершенствовать оборудование для перегонки была излишней. Так продолжалось недолго, до тех пор, пока алхимики не стали активно использовать винный спирт скажем так, в своей работе. А для этого им уже понадобился «дух вина», а не только «вода жизни». Произошло это, скорее всего, уже в XIV или начале XV века.
 Поскольку как раньше, так и сейчас алхимия феномен для многих малопонятный все изложенное дальше по возможности максимально упрощено.

 «Истинный Растительный Камень находится в Вине, самой благородной сущности всех произрастающих вещей. В нем находится три вида Соли, три вида Меркурия и три вида Серы.
 …
 Итак, вино так же имеет три вида Меркурия и три вида Серы. Первая жирность, получают из ствола лозы, второе масло, из сырого Tartaro, третье есть Масло Вина. Дух Вина обладает удивительным свойством, потому как без него нельзя извлечь истинную тинктуру Золота, и не сделать истинное Aurum potabile, но мало знают правильное приготовление Винного Духа, и мало познавших его свойство.

 Василий Валентин Алхимические трактаты К.: «Афтограф» 2008 стр. 117

 Это цитата из алхимического трактата Василия Валентина «О великом Камне Предков». Конечно, может показаться, что она слишком сложна для понимания в силу своей специфики. Это не совсем так, поскольку по сравнению со многими другими алхимическими опусами и ребусами все написано довольно ясно.

 Небольшие пояснения:
 
 Tartaro – винный камень.
 Aurum potabile – питьевое золото. Исцеляет все болезни.
 Дух вина - spiritus vini. Отсюда произошло современное название спирта. Спирт – spiritus - дух.

 «Spiritus aethylicus 95% - Спирт этиловый 95%. Син.: Spiritus vini 95%. Этанол. Алкоголь этиловый. Прозрачная, бесцветная, летучая жидкость с характерным спиртовым запахом и жгучим вкусом; легко воспламеняется»…

 Д-р Георги Д. Арнаудов Лекарственная терапия София 1978 стр. 568

 Чем же отличаются aqua vitae и spiritus vini. Если оставить в стороне алхимическую философию со сложнейшей терминологией то крепостью.

 «Проба сего следующая: возьми немного Aqua Vitae в глазурированную миску, и выжигай отсюда полностью, так она станет хорошей и как надо. Если на дне останется водность, то нужно еще раз или дважды возгонять в высокой колбе».

 Василий Валентин Алхимические трактаты К.: «Афтограф» 2008 стр. 427

 Перевод конечно специфичный, тем не менее, понятно, о чем идет речь. С помощью простой перегонки удалить воду – флегму и получить крепкий спирт невозможно. Для этого нужно было сделать специальное оборудование. Или искать иной путь.

 «Испытывалось немало способов получения верного винного духа при помощи многих инструментов и дистилляции через металлические змеевики и многие диковинные изобретения. Также это делали, губки, бумагу и прочие фильтры, некоторые ректифицировали водку и замораживали на холоде, полагая, что флегма станет льдом, а Spiritus останется открытый и растворенный, но и тогда ничего отсюда не получили».

 Василий Валентин Алхимические трактаты К.: «Афтограф» 2008 стр. 117-118

 Получение обезвоженного винного спирта было сложной задачей, можно даже сказать серьезным вызовом любому алхимику того времени.

 «Так ректифицированная Aqua Vitae или водка воспламеняется огнем, то есть – отделяет друг от друга Меркурий и Сульфур Растительный, а Сера страшно полыхает, ибо является чистым огнем; нежный Меркурий устремляется прочь, в воздух снова возвращается в свой хаос.
 Но кто смог взять, заключить и схватить огненный Дух, тот сможет похвастаться тем, что достиг рыцарского достоинства на Химическом поле битвы и во славу добился Victoriam и триумфа многих наук».

 Василий Валентин Алхимические трактаты К.: «Афтограф» 2008 стр. 118

 Прежде чем перейти к алхимическому оборудованию и способам обезвоживания винного спирта нужно хотя бы в общих чертах рассмотреть, для каких целей применяли перегонку в алхимии, поскольку здесь тоже не все так просто.

 «Следует учесть, что в те времена слово «дистилляция» применяли в более широком смысле для обозначения всех известных тогда методов разделения. Это слово можно перевести как «разделение по каплям». На языке алхимиков это означало выделение более или менее ценных веществ. Поэтому термином «дистилляция» обозначали так же фильтрацию, кристаллизацию, экстракцию, а так же отжимание масла».

 Э. Крель Руководство по лабораторной перегонке М.: Химия 1980 стр. 19-20

 Это довольно любопытный момент, объясняющий, почему на рисунках с алхимической лабораторной посудой и оборудованием для перегонки встречаются изображения приспособлений и устройств для фильтрации. Например, вот на этой гравюре XVII века.

Прикубник в истории перегонки

 Гравюра из книги: Annibal Barlet Le vray et methodique cours de la physique resolutive vulgairement dite chymie pour connoistre la theotechnie ergocosmique, c'est a dire, l'art de Dieu en l'ouvrage de l'univers, 1651
 http://www.alchemywebsite.com/Imagery_Chemistry_Barlet.html

 На рисунке под цифрами 1 изображена специальная стойка, на которой подвешены друг над другом конические фильтры. Рядом приспособление для капиллярной фильтрации (7). При капиллярной фильтрации используется ткань, по которой жидкость стекает из верхнего сосуда в нижний. Под цифрой 8 столик с отверстиями, в которые вставлены воронки с фильтрующим материалом. Также можно увидеть разнообразные алхимические сосуды, среди которых есть и прототипы современных сухопарников (E, H, I, S, T).

 Теперь обратимся к алхимическому трактату XIII века «Libellus de Alchimia» – «Маленькая книжка об алхимии» Альберта Великого.

Что такое перегонка и как ее осуществляют

 «Перегонка есть поднятие паров жидкости в особое вместилище. Имеются многоразличные способы перегонки с огнем и без оного. Перегонка с огнем тоже бывает двух видов. В одном случае перегонку осуществляют путем поднятия паров с помощью алембика, в другом — путем схождения сгущающихся паров и переноса их в соответствующие сосуды.
 Общая цель перегонки состоит в очистке жидкости от примесей. Очевидно, то, что получается в результате перегонки, чище [чем первоначальная жидкость]. Удалив нежелательные примеси из наших медикаментов и очистив наши духовные принципы, мы можем растворить полученные таким образом чистые вещества в чистой воде. Перегонку придумали еще и для того, чтобы извлекать и отводить по патрубкам чистые по своей природе масла. Но по их чистоте еще нельзя судить об их горючести. Перегонка с процеживанием служит лишь для того, чтобы получить ясную и чистую жидкость».

 Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVIII века. Всеобщая история химии М.: Наука 1983 Приложение II. Малый алхимический свод Альберта Великого, епископа из Ратинсборна, ордена праведников стр. 368

 Здесь тоже есть, на что обратить внимание. Первое это перегонка без огня («многоразличные способы перегонки с огнем и без оного»). Для дистилляции без огня служили такие источники нагрева как тепло выделяемое при брожении, например навоза или выжимок из фруктовой мякоти. А так же тепло солнца с применением фокусирующих зеркал и линз. Как это делалось с помощью солнечных лучей можно увидеть на рисунке ниже (в левом верхнем углу).

Прикубник в истории перегонки

 Рисунок из книги: Alchemical apparatus from Diderot and d'Alembert's Encyclopedie, Ou Dictionnaire Raisonne Des Sciences, Des Arts Et Des Metiers,Paris 1751-1772
 http://www.alchemywebsite.com/Equipment_Diderot_09.html

 Второе «перегонка с огнем тоже бывает двух видов». Здесь речь идет о конструктивных отличиях алембика. Аппарат для простой перегонки (алембик) состоит из четырех основных частей.

 1.Баня (balneum - баня) используется, если куб не нагревается открытым огнем.
 2.Перегонный куб (curcurbita - колба)
 3.Алембик (alembicus - шлем)
 4.Приемник (receptacula - приемник)

 Есть алембики у которых пар конденсируется в шлеме, а конденсат отводится по трубке в приемник. А есть те, у которых частично сконденсированный на стенках шлема пар стекает в куб, а основная конденсация паров происходит в приемнике или как в более позднем варианте в охлаждаемой водой трубке соединяющей шлем с приемником.
 На рисунке ниже первый вариант справа – фигура IV. В шлеме (b) специально показана трубка, не позволяющая конденсату стекать в куб. Рядом справа вариант с водяным охлаждением шлема и пароотводной трубки.

Прикубник в истории перегонки

 Алембики используются до сих пор для простой перегонки основная задача, которой была очистка веществ от примесей: солей, смол, загрязнений… На таком оборудовании алхимики перегоняли различные вещества, а так же их смеси. Углубляться дальше в эту тему нет особого смысла, поэтому перейдем к рассмотрению оборудования для получения винного спирта высокой крепости.
 Алхимики разработали для этого различные способы, для которых изготавливали специальное оборудование. Выделим три основных:

 1. Простая перегонка с веществами, присоединяющими к себе воду и не взаимодействующие со спиртом. Традиционно для этой цели алхимики брали поташ, поскольку он обладает всеми этими замечательными свойствами.
 2. Простая перегонка с дефлегмацией.
 3. Ректификация с использованием прикубников.

 Считается, что первый кто получил безводный спирт, был химик Ловиц в 1795 году. Он перегонял спирт с прокаленным поташом. Тот же способ использовали до него и алхимики. Вот как описан этот процесс у Василия Валентина в трактате «Последнее завещание»:

Описание огненного винного духа необходимого для предыдущих работ

 «Делай винный дух из хорошего вина, ректифицируя, как принято с белым кальцинированным Tartaro, как можно лучшим, чтобы он был хорошо выжжен. Положи его в колбу по количеству винного духа, возьми восемь лотов сублимированного Salarmoniac, надень колпак и прикрепи большой приемник в холодной воде. Из-за летучести Духа поставь в B.M. и спокойно возгоняй, отсюда, наконец, останется нечто, совсем в малом количестве. Но заметь, что алембик должен быть всегда охлаждаем влажной тканью в то время, когда растворяется Дух. Итак, таким образом, препарируется огненный винный дух».

 Василий Валентин Алхимические трактаты К.: «Афтограф» 2008 стр. 438

 Сначала перегоняется вино. Полученный дистиллят еще раз перегоняют в кубе с прокаленным поташом и нашатырем (Salarmoniac). Перегонка осуществляется на водяной бане (B.M. – баня Марии). Для лучшего охлаждения шлема (алембика) используется влажная ткань. Если что-то пошло не так, то процесс повторяется… Как приготавливается поташ.

Теперь следует Sal Tartari

 «Тут ты должен знать, что Tartar Philosophen не является простым винным камнем, просто добываемым, но это другая Соль, но происходит от одного корня. Она представляет собой тайный и единственный ключ всех металлов и приготавливается следующим образом:
 Сделай из золы винограда острый щелок, самый острый, как только возможно это сделать, вываривай его совершенно насухо, пока не останется красная материя. Ревербируй ее на пламени огня три часа, постоянно перемешивая, пока не станет белой. После этого растворяй в дистиллированной дождевой воде, дав хорошо выпасть осадку, фильтруй и коагулируй насухо в сосуде. Вот ты и получил Sal Tartari, откуда возгоняется истинный Дух».

 Там же стр. 438-439

 Следующий способ перегонка с дефлегмацией. Что это такое в принципе и чем она отличается от простой перегонки в сравнении с современными аппаратами.

Прикубник в истории перегонки

 «В установке для простой перегонки (рис. 372) куб 1 с паровым змеевиком снабжен шлемом и трубой для отвода паров. Пары из куба поступают в змеевик холодильника конденсатора 2, где конденсируются и охлаждаются до заданной температуры. Получаемый дестиллат, состав которого меняется во времени, отводится последовательно в приемники фракций 3.
 …
 Иногда проводят простую перегонку с дополнительным обогащением дестиллата дефлегмацией. Над перегонным кубом (рис. 373) устанавливают трубчатый или змеевиковый конденсатор (дефлегматор), охлаждаемый водой, в котором происходит частичная конденсация паров и некоторое обогащение их более летучим компанентом. Получаемый конденсат стекает обратно в куб; регулируя количество конденсата (флегмы), можно получить более чистый дестиллат».

 А. Г. Касаткин «Основные процессы и аппараты химической технологии» М. 1955 стр. 533-534

 Если в первом способе мог быть применен «обычный аламбик», то в этом случае нужно специальное оборудование. Самый простой вариант без водяного охлаждения.

 «Существует столько видов сосудов, сколько существует различных вещей, которые следует дистиллировать. Они происходят от вдохновения тех, кто их придумал; каждый представляет собой образ, запечатлевший желание автора, и все они могут совершенствоваться и изменяться до бесконечности. Это и небольшие овальные сосуды, циркуляторы, сосуды с изгибам, с прямыми и спиральными ответвлениями, но некоторые, являются совершенными.
 Эти сосуды разработаны с исключительным пониманием и техническим совершенством, умелыми исследователями достоинств растений, без которых затруднительно понять трудную науку. Фактически, они адаптировали и использовали дистилляции, согласно знакам, качествам и природе простых дистилляций, позаимствовав эти формы у природы животных. Один из фактов: животные, имеющие очень тонкое дыхание, имеют длинный дыхательный канал. Поэтому, для выделения из растений очень летучего испарения, поднимающегося легко к верху, применяют сосуд с очень длинной шеей, чтобы у него был более длинный путь при улетучивании. Шея сосуда имеет длину в восемь футов (фут = 32,4 см), именно он изображен на рисунке под литерой "А". Этот сосуд мы чаще всего используем при дистилляции воды жизни. Действительно, поднимаясь по очень длинному пути, дух освобождается от влажных частей и нечистот, для достижения, благодаря собственным усилиям, наиболее высокой степени субтильности (тонкости). Обычно, мы называем этот сосуд "колбой" (matarozzo), страусом, "жирафом" или "журавлем"».

Прикубник в истории перегонки

 Della Porta "De Distillationibus", 1609
 http://alchemy.ucoz.ru/index/alkhimicheskie_sosudy/0-78

 Колба с длинным горлышком это простейший, но малоэффективный дефлегматор с воздушным охлаждением.

Прикубник в истории перегонки

 Алембик 17 века. Фото:
 http://digital.libraries.uc.edu/oesper/museum/case07/shelf_01/DS0001/

 Поэтому алхимики делали более сложные конструкции, удлиняя газоотводную трубку перед шлемом. Чтобы аппарат не был слишком высоким, ее специально изгибали как змеевик.

 «Существуют, также и вещи, которые проходя через длинный и извилистый путь, приобретают более субтильную (возвышенную) природу. Действительно, вещи, поднимающиеся через извилистый змеевик, теряют свои наиболее тяжелые и влажные части, остающиеся внизу, в то время, когда поднимаются более чистые элементы. Поэтому, этот сосуд называют "змеевик", так как своими спиральными изгибами он имитирует движение змеи. Мы использовали его довольно часто для получения воды жизни, чтобы она стала более пронизывающе, более чистой и более летучей. Все это достигалось благодаря более вытянутым и более частым спиралям, оставляющих флегму на дне сосуда. Изображение сосуда обозначено литерой "F"».

Прикубник в истории перегонки

 Della Porta "De Distillationibus", 1609
 http://alchemy.ucoz.ru/index/alkhimicheskie_sosudy/0-78

 А так же делали шлем с водяным охлаждением. Как на рисунке ниже.

Прикубник в истории перегонки

 Из книги: Bibliotheca Pharmaceutico-Medico, seu rerum ad Pharmaciam Galeno-Chymicam, Geneva, 1703.
 http://www.alchemywebsite.com/Equipment_Manget_Pharmaceutico_04.html

 Вариантов такого оборудования было много.

Прикубник в истории перегонки

 Из книги: Fra Donato d'Eremita di Rocca d'Evandro dell'Ordine di San Domenico issued his book on the Elixir vitae at Naples in 1624. It was illustrated with nineteen rather fine engravings.
 http://www.alchemywebsite.com/Distillation_Elixir_vitae.html

 Но, пожалуй, наиболее интересный аламбик со змеиной шеей на гравюре ниже под номером 3.

Прикубник в истории перегонки

 Его так же можно увидеть на картине Ян ван дер Страта «Лаборатория алхимика» написанной в 1570 году.

Прикубник в истории перегонки

Ян ван дер Страт Лаборатория алхимика

 Теперь рассмотрим третий вариант – ректификацию с прикубниками. Но для начала нужно определиться с тем, что понимали под ректификацией алхимики. Ректификация (rectificatio – лат. выпрямление) процесс очищение материи посредством повторных перегонок, когда отгон снова перегоняется.
 Ниже как пример приведена страница алхимического манускрипта с изображением различного оборудования. Надпись над четырьмя верхними рисунками – сепарация (разделение) над двумя нижними ректификация. Что сие означает.
 С помощью простой перегонки (на водяной и песчаной бане) и капиллярной фильтрации можно получить только грубое разделение вещества. Более чистым его делает только многократная перегонка, т.е. ректификация.

Прикубник в истории перегонки

Фото: https://distillatio.wordpress.com/2015/03/16/574/

 Как было сказано вначале прототипом прикубников для ректификации винного спирта, был аппарат для возгонки. Вот как его описывает Василий Валентин:

 «Возьми Сатурн (в тексте астрологический знак сатурна) в стружке и столько же мелко растертой селитры, смешай их хорошо, затем положи в сосуд с длинной трубкой из хорошей гончарной глины, чтобы не пропускал Spiritus. Поставь низ сосуда в печь, но чтобы трубка выходила наружу, надень друг на друга девять голов, на верхнюю голову поставь колпак с приемником и хорошо все замажь. Когда все проделано, сделай в печи сильный огонь (в текста алхимический знак стихии огня), чтобы сосуд хорошо накалился, затем через трубку внеси в сосуд несколько раскаленных углей, дабы могла воспламенится селитра. Налей в сосуд или колбу полную ложку материи; так материя воспламенится (но ты должен тут же заткнуть трубку) и возгоняется Spiritum».

Прикубник в истории перегонки

 «Когда Spiritum осядет, дай сюда снова полную ложку материи, что ты повторяешь до тех пор, пока она вся не будет внутри. Оставь это остывать, сними головы и тогда обнаружишь прекрасный белый сублимат, сладкий как сахар, осторожно смети его заячьей лапкой».

 Василий Валентин Алхимические трактаты К.: «Афтограф» 2008 стр. 429-430

 На рисунке видно, что «головы» работают как воздушные холодильники. Называется такая «голова» - алудель. Это открытый с обоих концов грушеобразный глиняный горшок, употребляется в технике и в хим. лабораториях для возгонки.
 Обычно ставился вертикально над кубом в печи, но были и другие конструкции. Как на рисунке ниже, когда при дистилляции с воздушным охлаждением к алембику присоединяли два или больше приемников.

Прикубник в истории перегонки

 Или же для перегонки винного спирта в аппарате для возгонки делали специальные «головы» с отводами, к которым подсоединяли дополнительно приемники:

 «Мы также использовали для дистилляции воды жизни сосуд, составленный из восьми или десяти шлемов (колпаков перегонного куба); вершины одних сосудов взаимно соединяются с серединой других. Когда достигается максимальная степень огня, вино поднимается и производит воду жизни различного качества; чем выше она поднимается, тем больше становится субтильной, а чем ниже - более грубой, влажной, густой и насыщенной флегмой. Этот сосуд имитирует шеи и головы гидры, поэтому мы называем его "геркулесовая гидра с семью головами". Некоторые исследователи (при его изготовлении) используют медь или латунь, иные же - стекло. Сосуд изображен под литерой "G"».

Прикубник в истории перегонки

 Della Porta "De Distillationibus", 1609
 http://alchemy.ucoz.ru/index/alkhimicheskie_sosudy/0-78

 Вот еще конструкции перегонных аппаратов использовавшихся для дистилляции винного спирта:

Прикубник в истории перегонки

 Из книги: Fra Donato d'Eremita di Rocca d'Evandro dell'Ordine di San Domenico issued his book on the Elixir vitae at Naples in 1624. It was illustrated with nineteen rather fine engravings.
 http://www.alchemywebsite.com/Distillation_Elixir_vitae.html

 В результате постепенно прикубники приобретают «знакомые очертания». На гравюрах ниже можно увидеть фактически полную картину трансформации алуделя в прикубник:

Прикубник в истории перегонки

Прикубник в истории перегонки

 Theodor Kerckring (1640-1693) Commentarius in Currum triumphalem antimonii Basilii Valentini, Г se latinitate donatum. Amsterdam 1671.
 http://www.alchemywebsite.com/equipment_17th_Kerckring.html

 Вот как описана алхимическая работа по перегонке вина и ректификации винного спирта с прикубниками (реципиентами - приемниками) у Голланда:

 «Возьми во имя Отца и Сына и святого Духа хорошего старого чистого вина, хорошего запаха и вкуса, так как из винограда выдавливается, без кислоты или иной какой порчи, не надлежит там быть ни хмелю, ни чего другого, но вино должно три или четыре раза быть спущено всегда в чистый бочонок. Имея такое вино, вмажь в печь большой котел с горлышком почти с самого дна простирающимся, в который можно было наливать воду, сколь только она выкипит, поставь в котел большую каменную кружку шестнадцати или двадцати Кельнских мер, квартами называемых, налей ее почти полную описанным прежде сего вином, заткни бархатною пробкой накрепко; но примечать при сем должно то, что бы пробка была очень в пору, Накрой по сем гельму, приставь реципиент с горлышком к гельме, а к горлышку сего реципиента приставь еще другой, а по желанию можно еще и третий: там соберутся наилучшие спирты, имея довольно места ходить; и при сем замазка тем менее не может быть повреждена, по тому что спирты имея столько пространства не могут выйти. И так по произволению можешь приставить четыре или пять реципиентов, и наитончайшие спирты останутся завсегда в последнем сосуде. Таким образом дистиллировав вино, вынь оставшуюся флегму, слей спирты или живую воду вместе, вылей потом опять в каменную кружку, заткни горлышко пробкою, накрой Гельмою, приставь к оной три или четыре реципиента взяв в примере изображенную на 182 странице фигуру. Дистиллируй по малому баней, и смотри прилежно, не приметишь ли капель на подобие росы в Алембике, что будет знаком, что некоторые водяные частицы со спиртами восходят; ибо когда одни только спирты восходят, то гельма тогда столь чиста и ясна как хрусталь, но когда водяная влажность с ними подымается, то сие явно видно будет в гельме; и так примечай, не увидишь ли туманного дыму в гельме, что случается в последней дистилляции, когда уже все пройдет; как скоро такое приметишь, то перестань дистиллировать, и оставшийся в кружке отдели, потому что должно дистиллировать еще в другой раз, и так собери все то, что в разных дистиллированиях ни осталось вместе дистиллируй опять в бане до тех пор, пока будет восходить без влажности, что повторяй столь долго, пока без дыму все спирты из вина выпаришь, и тогда можно перестать дистиллировать. Надлежит однако спирты еще довести огнем до некоторого совершенства, поставив сосуд капеллю в песок или просеянную золу. (Сосуд сей должен быть без гельмы, и иметь на верху отверстие, которое вливать и после закупорить можно было)».

Прикубник в истории перегонки  Прикубник в истории перегонки

 Собрание разных достоверных химических книг, а именно Иоанна Исаака Голланда Санктпетербург 1787 стр. 181-183

 Говоря о трех способах обезвоживания винного спирта, которые практиковали алхимики нужно немного рассказать и о четвертом – комбинированном. Например, когда перегонка спирта в колбе с длинным горлышком происходит с добавкой поташа. Или на аппарате конструкция которой описана Либавием:

Прикубник в истории перегонки

 Andreas Libavius (c.1555-1616) Alchymistische Practic: Das ist, von kunstlicher Zubereytung der vornembsten Chymischen Medicinen: In zweyen Tractatlein klarlich entdecket: Deren das Erste, von destillirten Wassern, Ohlen, Saltzen, Extracten, quintis essentiis, acquis vitae, floribus, balsamis, etc. Frankfurt, 1603.
 http://www.alchemywebsite.com/Equipment_Libavius_Alchymistische.html

 И таких примеров можно привести еще много.

Прикубник в истории перегонки

Прикубник в истории перегонки
 …

 Трактаты с описанием аппаратуры и способов перегонки начали издавать с XVI века. Это были не только работы алхимиков, но и фармацевтов с химиками. При этом многие рисунки аппаратов и особенности техники перегонки были списаны у алхимиков. Но такое оборудование было предназначено в основном для лабораторных работ, а не для массового производства алкогольных напитков. Это при всем том, что из медицинского средства «вода жизни» плавно стала переходить в крепкие алкогольные напитки уже с XIV века. Но так было до Глаубера.
 Иоганн Рудольф Глаубер (1604-1670) — немецкий алхимик-аптекарь сделавший перегонный куб с прикубниками пригодный для более экономичного промышленного производства спирта. До него обычно увеличивали объем куба и систему охлаждения, не меняя общей конструкции.

 «Винокурение начало принимать фабричное направление с того времени как Глаубер (Glauber) ввел в дистилляционный аппарат отдельные сосуды, в которых спиртные пары могли охлаждаться. Аппарат Глаубера состоял из вмазанной в печь реторты A (рис. 11) к шейке которой приделывалась согнутая под прямым углом трубка C; другой конец этой трубки вставлялся в первое отверстие крышки R цилиндра D; во второе отверстие крышки того-же цилиндра вставлялась вторая трубка C, другой конец которой вступал в следующий цилиндр D и т.д.»

Прикубник в истории перегонки

 «Все цилиндры помещались в кадки M, наполненные холодной водою, которая по мере нагревания цилиндров, вследствие сгущающихся паров перегоняемой жидкости заменялась свежею холодною. Число цилиндров D зависит от велечины реторты, и вообще, от количества перегоняемой жидкости. Чем больше жидкости, тем, конечно, требовалось и большее число охлаждающих цилиндров. Цилиндры эти послужили, вероятно Вульфу образцом для устройства так-называемых вульфовых склянок. Если в кадках M, M не часто возобновляли воду и давали ей нагреется до температуры кипения спирта, то сосуды эти превращались в настоящие ректификаторы, и давали возможность получить с одной перегонкой высокоградусный спирт».

 Кн. К. С. Кропоткин Исторический очерк производства охмеляющих напитков. Винокурение по новейшим способам С.-Петербург1889 стр. 26-27

 Ниже рисунок перегонного куба с сухопарниками из книги Глаубера.

Прикубник в истории перегонки

 Еще один интересный момент. Ниже рисунок перегонного куба с прообразом «тена». В отдельной печи нагревалась металлическая реторта, подсоединенная к перегонному кубу. Что позволяло сэкономить на топливе при перегонке.

Прикубник в истории перегонки

 Дальнейшее развитие и совершенствование в промышленного оборудования для получения спирта вызвано постоянно увеличивающейся потребностью в нем, как для производства алкоголя, так и в других сферах: парфюмерии, химии, медицине и т.д.
 И здесь конструкция с прикубниками так же нашла свое применение. Речь идет об аппарате Адамса (1801 г.). Ниже рисунки с описанием принципа его работы:

Прикубник в истории перегонки

 Рисунок из книги: Борис Родионов История русской водки от полугара до наших дней М.: Эксмо 2012 стр. 85

Прикубник в истории перегонки

 «Затор, нагревшись и придя в кипение, выделяет спиртосодержащие пары, которые, разумеется идут в сосуд B, в котором они и сгущаются в спиртную жидкость. Но выделяющиеся в последствии из затора пары мало-по-малу нагревают эту жидкость, которая вскоре доходит до кипения; из B выделяются пары, идущие в C. Притекающие из B пары в скором времени нагревают и находящуюся в C жидкость до кипения. Выделяющиеся же из C пары входят в холодильник, где и сгущаются, образуя отгон. Эти повторенные перегонки из B и C, покуда не выделится весь спирт из A, совершаются не чистым паром, но содержащим пары безводного спирта. В этом-то и заключается сбережение.
 …
 «Следовательно, ректификаторы суть сосуды (части перегонного прибора), в которых входящие спиртовые пары сгущаются в жидкость; эта жидкость от нового количества входящих бедных спиртом паров вновь нагревается и перегоняется».

 Фридрих Юлий Отто Винокурение, приготовление спирта и производство сладких и ароматических водок Санктпетербург Москва 1871 стр. 180-181

 И теперь можно вернуться к американским самогонщикам. Если судить по старым фотографиям, то небольшие перегонные установки были в основном трех типов. Куб – змеевик. Куб – прикубник (один или больше) из бочонка и змеевик. Парогенератор – куб – прикубник – змеевик.

Прикубник в истории перегонки

 Фотография из статьи: Хитрости бутлегеров, или на какие ухищрения шли американские самогонщики во времена «сухого закона»
 http://www.kulturologia.ru/blogs/200616/30101/

 Много интересных фотографий на сайте «Moonshiner28»:
 http://moonshiner28.com/info/moonshiner-history/
 http://moonshiner28.com/info/moonshiner-history/nggallery/page/2

 Если сравнить фото с рисунком аппарата для перегонки с прикубниками Глаубера, то становится понятно, откуда, что пошло. Теперь разберемся с еще одним «новаторством» когда в прикубники самогонщики помещают различные вещества: соду, активированный уголь и т.п. Идея тоже не нова:

 «Мэр в Страсбурге устроил аппарат, где между ректификационным аппаратом и холодильником ставят аппарат, сходный с вульфовской двугорлой банкой, в который по произволу можно впускать пары алкоголя для очищения.
 Первый сосуд, который делается из железа должен содержать раствор едкого кали и натра, через который непременно должен проходить пар из кипятильника; другой сосуд сделанный из меди должен содержать уксуснокислую окись меди и должен так же проводить пар.
 В этом случае в аппарате спиртовые пары должны бы оставлять в калиевом растворе часть масла и как пары достигли бы уксуснокислой окиси меди, то здесь и равным образом должны оставлять часть масла, которое сделается менее летучим от окисляющего действия, произведенного реагентами».

Прикубник в истории перегонки

 М. Евстигнеев Полное практическое руководство к винокурению и дистилляции Москва 1865 стр. 336-337

 Так, что как это часто бывает все новое, оказывается хорошо забытым старым. И со стеклянной банкой с завинчивающейся крышкой, в которую вкручены штуцера тоже далеко не все так просто и понятно как может показаться на первый взгляд…

 Список литературы
 
• Фигуровский Н.А. История химии М.: Просвещение 1979
• Роберт Брюс Локхарт Виски. Шотландский секрет глазами английского шпиона М.: КоЛибри, 2007
• Вильям Похлебкин История водки М.: Эксмо, 2014
• Борис Родионов История русской водки от полугара до наших дней М.: Эксмо 2012
• М.Ю. Лахтин Старинные памятники медицинской письменности: Дословный текст лечебника, хранящегося в Московской Патриаршей библиотеке Изд. 2-е М.: 2012
• Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVIII века. Всеобщая история химии М.: Наука 1983
• Василий Валентин Алхимические трактаты К.: «Афтограф» 2008
• Д-р Георги Д. Арнаудов Лекарственная терапия София 1978
• Э. Крель Руководство по лабораторной перегонке М.: Химия 1980
• А. Г. Касаткин «Основные процессы и аппараты химической технологии» М. 1955
• Собрание разных достоверных химических книг, а именно Иоанна Исаака Голланда Санктпетербург 1787
• Кн. К. С. Кропоткин Исторический очерк производства охмеляющих напитков. Винокурение по новейшим способам С.-Петербург1889
• Фридрих Юлий Отто Винокурение, приготовление спирта и производство сладких и ароматических водок Санктпетербург Москва 1871

 Интернет
 
• http://www.alchemywebsite.com/images_apparatus.html
• http://alchemy.ucoz.ru/index/alkhimicheskie_sosudy/0-78
• http://digital.libraries.uc.edu/oesper/museum/case07/shelf_01/DS0001/
• https://distillatio.wordpress.com/2015/03/16/574/
• http://www.kulturologia.ru/blogs/200616/30101/
• http://moonshiner28.com/info/moonshiner-history/

История  Аламбик