|
ОСНОВНАЯ
|
ИСТОРИЯ ВИНОКУРЕНИЯ И ВИНОДЕЛИЯ |
ДОМАШНЕЕ САМОГОНОВАРЕНИЕ |
ГАЛЕРЕЯ |
|
||
Прикубник в истории перегонки На форумах самогонщиков уже не один год ведутся активные споры относительно целесообразности использования прикубника (сухопарника) при перегонке. При этом практическая сторона вопроса, как правило, рассматривается вне исторического контекста, хотя бывают и редкие исключения. Например, попытка разобраться в истории появления прикубников на форуме сайта http://alcodistillers.ru/.
Тема: Сухопарники, мокропарники, барботеры и другие приблуды в дистилляции
«Из печки с водяным баком слева выходит водяной пар, попадает в бочку с брагой, после чего пар попадает в очередную бочку с брагой и только в самом конце проходит через сухопарник... я так понял, что его ставили от брызгоуноса, так как пар подавался под приличным давлением. Тоесть, обычный старинный парогенератор, удобная штука для дистилляции густых бражек. Внимательный читатель знакомый с английским уже все понял... Для непонимающих объясняю .. на картинке нарисован процесс дистилляции паром. В старину дистиллировали один раз, разговоров о головных и хвостовых фракциях даже не поднимался, ибо просто не знали.
Источник: http://alcodistillers.ru/forum/viewtopic.php?id=154
Конечно, этот пример из разряда курьезов. Но он весьма наглядно показывает, насколько поверхностны представления в этом вопросе. А вопрос этот действительно сложный и интересный, уходящий своими корнями в очень отдаленное прошлое.
Кто и когда первый получил винный спирт, перегоняя вино достоверно не известно. Две основные версии сходятся к тому, что это были арабские или европейские алхимики. Соответственно разнятся и даты IX-XII века. Не удивительно если учесть, что проблема с датировками того или иного открытия в силу разных причин довольно распространенное явление. Тем не менее, известно кто из алхимиков дал название винному спирту – «вода жизни» (aqua vitae). Это был Арнальдо де Вилланова.
«Так известны сочинения врача и алхимика Арнольда Вилланованского (1240-1311). Жизнь этого алхимика полна превратностей и разнообразных приключений. Из его сочинений получила известность книга «Розарий философов». В этом и других сочинениях Арнольд не отделяет алхимию от медецины. Он упоминает различные химикаты, рекомендуемые для лечебных целей, особенно яды и противоядия. Среди чудодейственных средств лечения он выделяет все исцеляющую панацею. Арнольд по-видимому, первым описал винный спирт, называемый им «водой жизни» (aqua vitae), и указал, что он может быть получен дистилляцией виноградного вина».
Фигуровский Н.А. История химии М.: Просвещение 1979 стр. 19-20
Алхимическая терминология до сих пор прослеживается в названиях крепких алкогольных напитков, процессов их производства, оборудовании…
«Само слово «виски» - «кельтское», оно происходит от гэльского uisge-beatha, означающего «вода жизни», и хорошо ли, плохо ли, - но в основном, как мне кажется, хорошо, оно играло в жизни гэлов ту же роль, что вино в жизни латинских народов Средиземноморья».
Роберт Брюс Локхарт Виски. Шотландский секрет глазами английского шпиона М.: КоЛибри, 2007 стр. 23
«Именно в Западной Европе первые «водки», то есть винный спирт, содержащий половину или менее половины объема воды, получил латинское название «аквавита» (aqua vitae – вода жизни), откуда произошли французское «о-де-ви» (eau-de-vie), английское виски (whisky), польское «оковита» (okowita), являвшиеся простой калькой латинского названия или его переводом на тот или иной национальный язык».
Вильям Похлебкин История водки М.: Эксмо, 2014 стр. 27
Ниже приведен рисунок аппарата для простой перегонки вина, из трактата Арнальдо де Вилланова.
Рисунок из книги: Борис Родионов История русской водки от полугара до наших дней М.: Эксмо 2012 стр. 44
Что обращает на себя внимание. Небольшой объем куба, мощная система водяного охлаждения, и конечно отсутствие прикубника. Вот здесь очень важный момент, на который нужно обратить особое внимание.
О вине жженномъ
«Вино жженое горячее поможение человеку. Вино жженое противъ ядов питии его, кого ломитъ дна помазывати и пити его мало и кому воступить вредъ во языкъ пити его, и кому скорчиваетъ руце и нози отъ судороги, тоже вино добро есть помазати место болящее; тоже вино добро есть рана мазати и около раны, вымыти рана и питии его мало, весь ядъ выжженетъ, и здравъ будетъ. То же вино добро есть, кому лоно отечетъ, питии вино мало и мазати лоно: тоже вино добро есть, питии, кому вредъ есть и что изъ него идетъ гной и безъ престани и помазывати около больного места: тоже вино добро есть, кому желудок болить, а питии его на дще сердце на кiйждо день, да до того же дни, и человека умершаго налiяти того же вина и воняя зла не изходить изъ него и помазати тело его. Мясо и рыбу тоже вино гнити не даетъ, где прокопять или помажуть, и коликому будеть ясти то мясо и рыбу, ино его изыми в чистой воде, а не измыти ино будеть горько. Тоже вино горячее, лихое вино и медь чинить добро налiяти, коли спортить и будет добро яко же и первiе».
М.Ю. Лахтин Старинные памятники медицинской письменности: Дословный текст лечебника, хранящегося в Московской Патриаршей библиотеке Изд. 2-е М.: 2012 стр. 4-5
Использование винного спирта (в рецепте «жженое вино») в лечебных целях для наружного и внутреннего применения не требовало высокой крепости и могло быть получено одной или двумя перегонками. Здесь еще нужно уточнить, что сначала лекарством был сам винный спирт, а не спиртовые настойки. Первым кто стал делать спиртовые вытяжки из растений, был легендарный врач, алхимик и философ XVI века Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст из Гогенгейма известный как Парацельс (1493-1541).
«Алхимическая триада под воздействием медико-лекарственных тенденций видоизменилась в «пятерицу» Парацельс, став иатрохимиком, говорит уже не о трех, а о пяти субстанциях, или «ближайших и естественных принципах»: сера, ртуть, соль, флегма, caput mortum – «мертвая голова» - сухой кубовой остаток. Флегма и мертвая голова – наиболее грубые субстанции пониженной духовности, содержащиеся в грубых землях и простых водах».
Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVIII века. Всеобщая история химии М.: Наука 1983 стр. 262
При лечении «водой жизни» дозировка была небольшая, требовалось ее мало, и по этой простой причине необходимость совершенствовать оборудование для перегонки была излишней. Так продолжалось недолго, до тех пор, пока алхимики не стали активно использовать винный спирт скажем так, в своей работе. А для этого им уже понадобился «дух вина», а не только «вода жизни». Произошло это, скорее всего, уже в XIV или начале XV века.
«Истинный Растительный Камень находится в Вине, самой благородной сущности всех произрастающих вещей. В нем находится три вида Соли, три вида Меркурия и три вида Серы.
Василий Валентин Алхимические трактаты К.: «Афтограф» 2008 стр. 117
Это цитата из алхимического трактата Василия Валентина «О великом Камне Предков». Конечно, может показаться, что она слишком сложна для понимания в силу своей специфики. Это не совсем так, поскольку по сравнению со многими другими алхимическими опусами и ребусами все написано довольно ясно.
Небольшие пояснения:
«Spiritus aethylicus 95% - Спирт этиловый 95%. Син.: Spiritus vini 95%. Этанол. Алкоголь этиловый. Прозрачная, бесцветная, летучая жидкость с характерным спиртовым запахом и жгучим вкусом; легко воспламеняется»…
Д-р Георги Д. Арнаудов Лекарственная терапия София 1978 стр. 568
Чем же отличаются aqua vitae и spiritus vini. Если оставить в стороне алхимическую философию со сложнейшей терминологией то крепостью.
«Проба сего следующая: возьми немного Aqua Vitae в глазурированную миску, и выжигай отсюда полностью, так она станет хорошей и как надо. Если на дне останется водность, то нужно еще раз или дважды возгонять в высокой колбе».
Василий Валентин Алхимические трактаты К.: «Афтограф» 2008 стр. 427
Перевод конечно специфичный, тем не менее, понятно, о чем идет речь. С помощью простой перегонки удалить воду – флегму и получить крепкий спирт невозможно. Для этого нужно было сделать специальное оборудование. Или искать иной путь.
«Испытывалось немало способов получения верного винного духа при помощи многих инструментов и дистилляции через металлические змеевики и многие диковинные изобретения. Также это делали, губки, бумагу и прочие фильтры, некоторые ректифицировали водку и замораживали на холоде, полагая, что флегма станет льдом, а Spiritus останется открытый и растворенный, но и тогда ничего отсюда не получили».
Василий Валентин Алхимические трактаты К.: «Афтограф» 2008 стр. 117-118
Получение обезвоженного винного спирта было сложной задачей, можно даже сказать серьезным вызовом любому алхимику того времени.
«Так ректифицированная Aqua Vitae или водка воспламеняется огнем, то есть – отделяет друг от друга Меркурий и Сульфур Растительный, а Сера страшно полыхает, ибо является чистым огнем; нежный Меркурий устремляется прочь, в воздух снова возвращается в свой хаос.
Василий Валентин Алхимические трактаты К.: «Афтограф» 2008 стр. 118
Прежде чем перейти к алхимическому оборудованию и способам обезвоживания винного спирта нужно хотя бы в общих чертах рассмотреть, для каких целей применяли перегонку в алхимии, поскольку здесь тоже не все так просто.
«Следует учесть, что в те времена слово «дистилляция» применяли в более широком смысле для обозначения всех известных тогда методов разделения. Это слово можно перевести как «разделение по каплям». На языке алхимиков это означало выделение более или менее ценных веществ. Поэтому термином «дистилляция» обозначали так же фильтрацию, кристаллизацию, экстракцию, а так же отжимание масла».
Э. Крель Руководство по лабораторной перегонке М.: Химия 1980 стр. 19-20
Это довольно любопытный момент, объясняющий, почему на рисунках с алхимической лабораторной посудой и оборудованием для перегонки встречаются изображения приспособлений и устройств для фильтрации. Например, вот на этой гравюре XVII века.
Гравюра из книги: Annibal Barlet Le vray et methodique cours de la physique resolutive vulgairement dite chymie pour connoistre la theotechnie ergocosmique, c'est a dire, l'art de Dieu en l'ouvrage de l'univers, 1651
На рисунке под цифрами 1 изображена специальная стойка, на которой подвешены друг над другом конические фильтры. Рядом приспособление для капиллярной фильтрации (7). При капиллярной фильтрации используется ткань, по которой жидкость стекает из верхнего сосуда в нижний. Под цифрой 8 столик с отверстиями, в которые вставлены воронки с фильтрующим материалом. Также можно увидеть разнообразные алхимические сосуды, среди которых есть и прототипы современных сухопарников (E, H, I, S, T).
Теперь обратимся к алхимическому трактату XIII века «Libellus de Alchimia» – «Маленькая книжка об алхимии» Альберта Великого.
Что такое перегонка и как ее осуществляют
«Перегонка есть поднятие паров жидкости в особое вместилище. Имеются многоразличные способы перегонки с огнем и без оного. Перегонка с огнем тоже бывает двух видов. В одном случае перегонку осуществляют путем поднятия паров с помощью алембика, в другом — путем схождения сгущающихся паров и переноса их в соответствующие сосуды.
Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVIII века. Всеобщая история химии М.: Наука 1983 Приложение II. Малый алхимический свод Альберта Великого, епископа из Ратинсборна, ордена праведников стр. 368
Здесь тоже есть, на что обратить внимание. Первое это перегонка без огня («многоразличные способы перегонки с огнем и без оного»). Для дистилляции без огня служили такие источники нагрева как тепло выделяемое при брожении, например навоза или выжимок из фруктовой мякоти. А так же тепло солнца с применением фокусирующих зеркал и линз. Как это делалось с помощью солнечных лучей можно увидеть на рисунке ниже (в левом верхнем углу).
Рисунок из книги: Alchemical apparatus from Diderot and d'Alembert's Encyclopedie, Ou Dictionnaire Raisonne Des Sciences, Des Arts Et Des Metiers,Paris 1751-1772
Конструктивные отличия алембиков. Аппарат для простой перегонки (алембик) состоит из четырех основных частей.
1.Баня (balneum - баня) используется, если куб не нагревается открытым огнем.
Есть алембики у которых пар конденсируется в шлеме, а конденсат отводится по трубке в приемник. А есть те, у которых частично сконденсированный на стенках шлема пар стекает в куб, а основная конденсация паров происходит в приемнике или как в более позднем варианте в охлаждаемой водой трубке соединяющей шлем с приемником.
Алембики используются до сих пор для простой перегонки основная задача, которой была очистка веществ от примесей: солей, смол, загрязнений… На таком оборудовании алхимики перегоняли различные вещества, а так же их смеси. Углубляться дальше в эту тему нет особого смысла, поэтому перейдем к рассмотрению оборудования для получения винного спирта высокой крепости.
1. Простая перегонка с веществами, присоединяющими к себе воду и не взаимодействующие со спиртом. Традиционно для этой цели алхимики брали поташ, поскольку он обладает всеми этими замечательными свойствами.
Считается, что первый кто получил безводный спирт, был химик Ловиц в 1795 году. Он перегонял спирт с прокаленным поташом. Тот же способ использовали до него и алхимики. Вот как описан этот процесс у Василия Валентина в трактате «Последнее завещание»:
Описание огненного винного духа необходимого для предыдущих работ
«Делай винный дух из хорошего вина, ректифицируя, как принято с белым кальцинированным Tartaro, как можно лучшим, чтобы он был хорошо выжжен. Положи его в колбу по количеству винного духа, возьми восемь лотов сублимированного Salarmoniac, надень колпак и прикрепи большой приемник в холодной воде. Из-за летучести Духа поставь в B.M. и спокойно возгоняй, отсюда, наконец, останется нечто, совсем в малом количестве. Но заметь, что алембик должен быть всегда охлаждаем влажной тканью в то время, когда растворяется Дух. Итак, таким образом, препарируется огненный винный дух».
Василий Валентин Алхимические трактаты К.: «Афтограф» 2008 стр. 438
Сначала перегоняется вино. Полученный дистиллят еще раз перегоняют в кубе с прокаленным поташом и нашатырем (Salarmoniac). Перегонка осуществляется на водяной бане (B.M. – баня Марии). Для лучшего охлаждения шлема (алембика) используется влажная ткань. Если что-то пошло не так, то процесс повторяется… Как приготавливается поташ.
Теперь следует Sal Tartari
«Тут ты должен знать, что Tartar Philosophen не является простым винным камнем, просто добываемым, но это другая Соль, но происходит от одного корня. Она представляет собой тайный и единственный ключ всех металлов и приготавливается следующим образом:
Там же стр. 438-439
Следующий способ перегонка с дефлегмацией. Что это такое в принципе и чем она отличается от простой перегонки в сравнении с современными аппаратами.
«В установке для простой перегонки (рис. 372) куб 1 с паровым змеевиком снабжен шлемом и трубой для отвода паров. Пары из куба поступают в змеевик холодильника конденсатора 2, где конденсируются и охлаждаются до заданной температуры. Получаемый дестиллат, состав которого меняется во времени, отводится последовательно в приемники фракций 3.
А. Г. Касаткин «Основные процессы и аппараты химической технологии» М. 1955 стр. 533-534
Если в первом способе мог быть применен «обычный аламбик», то в этом случае нужно специальное оборудование. Самый простой вариант без водяного охлаждения.
«Существует столько видов сосудов, сколько существует различных вещей, которые следует дистиллировать. Они происходят от вдохновения тех, кто их придумал; каждый представляет собой образ, запечатлевший желание автора, и все они могут совершенствоваться и изменяться до бесконечности. Это и небольшие овальные сосуды, циркуляторы, сосуды с изгибам, с прямыми и спиральными ответвлениями, но некоторые, являются совершенными.
Della Porta "De Distillationibus", 1609
Колба с длинным горлышком это простейший, но малоэффективный дефлегматор с воздушным охлаждением.
Алембик 17 века. Фото:
Поэтому алхимики делали более сложные конструкции, удлиняя газоотводную трубку перед шлемом. Чтобы аппарат не был слишком высоким, ее специально изгибали как змеевик.
«Существуют, также и вещи, которые проходя через длинный и извилистый путь, приобретают более субтильную (возвышенную) природу. Действительно, вещи, поднимающиеся через извилистый змеевик, теряют свои наиболее тяжелые и влажные части, остающиеся внизу, в то время, когда поднимаются более чистые элементы. Поэтому, этот сосуд называют "змеевик", так как своими спиральными изгибами он имитирует движение змеи. Мы использовали его довольно часто для получения воды жизни, чтобы она стала более пронизывающе, более чистой и более летучей. Все это достигалось благодаря более вытянутым и более частым спиралям, оставляющих флегму на дне сосуда. Изображение сосуда обозначено литерой "F"».
Della Porta "De Distillationibus", 1609
А так же делали шлем с водяным охлаждением. Как на рисунке ниже.
Из книги: Bibliotheca Pharmaceutico-Medico, seu rerum ad Pharmaciam Galeno-Chymicam, Geneva, 1703.
Вариантов такого оборудования было много.
 Из книги: Fra Donato d'Eremita di Rocca d'Evandro dell'Ordine di San Domenico issued his book on the Elixir vitae at Naples in 1624. It was illustrated with nineteen rather fine engravings.
Но, пожалуй, наиболее интересный аламбик со змеиной шеей на гравюре ниже под номером 3.
Его так же можно увидеть на картине Ян ван дер Страта «Лаборатория алхимика» написанной в 1570 году.
Ян ван дер Страт Лаборатория алхимика
Теперь рассмотрим третий вариант – ректификацию с прикубниками. Но для начала нужно определиться с тем, что понимали под ректификацией алхимики. Ректификация (rectificatio – лат. выпрямление) процесс очищение материи посредством повторных перегонок, когда отгон снова перегоняется.
Фото: https://distillatio.wordpress.com/2015/03/16/574/
Как было сказано вначале прототипом прикубников для ректификации винного спирта, был аппарат для возгонки. Вот как его описывает Василий Валентин:
«Возьми Сатурн (в тексте астрологический знак сатурна) в стружке и столько же мелко растертой селитры, смешай их хорошо, затем положи в сосуд с длинной трубкой из хорошей гончарной глины, чтобы не пропускал Spiritus. Поставь низ сосуда в печь, но чтобы трубка выходила наружу, надень друг на друга девять голов, на верхнюю голову поставь колпак с приемником и хорошо все замажь. Когда все проделано, сделай в печи сильный огонь (в текста алхимический знак стихии огня), чтобы сосуд хорошо накалился, затем через трубку внеси в сосуд несколько раскаленных углей, дабы могла воспламенится селитра. Налей в сосуд или колбу полную ложку материи; так материя воспламенится (но ты должен тут же заткнуть трубку) и возгоняется Spiritum».
«Когда Spiritum осядет, дай сюда снова полную ложку материи, что ты повторяешь до тех пор, пока она вся не будет внутри. Оставь это остывать, сними головы и тогда обнаружишь прекрасный белый сублимат, сладкий как сахар, осторожно смети его заячьей лапкой».
Василий Валентин Алхимические трактаты К.: «Афтограф» 2008 стр. 429-430
На рисунке видно, что «головы» работают как воздушные холодильники. Называется такая «голова» - алудель. Это открытый с обоих концов грушеобразный глиняный горшок, употребляется в технике и в хим. лабораториях для возгонки.
Geber De alchimia libiri tres, Strassburg, 1631
Или же для перегонки винного спирта в аппарате для возгонки делали специальные «головы» с отводами, к которым подсоединяли дополнительно приемники:
«Мы также использовали для дистилляции воды жизни сосуд, составленный из восьми или десяти шлемов (колпаков перегонного куба); вершины одних сосудов взаимно соединяются с серединой других. Когда достигается максимальная степень огня, вино поднимается и производит воду жизни различного качества; чем выше она поднимается, тем больше становится субтильной, а чем ниже - более грубой, влажной, густой и насыщенной флегмой. Этот сосуд имитирует шеи и головы гидры, поэтому мы называем его "геркулесовая гидра с семью головами". Некоторые исследователи (при его изготовлении) используют медь или латунь, иные же - стекло. Сосуд изображен под литерой "G"».
Della Porta "De Distillationibus", 1609
Вот еще конструкции перегонных аппаратов использовавшихся для дистилляции винного спирта:
Из книги: Fra Donato d'Eremita di Rocca d'Evandro dell'Ordine di San Domenico issued his book on the Elixir vitae at Naples in 1624. It was illustrated with nineteen rather fine engravings.
В результате постепенно прикубники приобретают «знакомые очертания». На гравюрах ниже можно увидеть фактически полную картину трансформации алуделя в прикубник:
Theodor Kerckring (1640-1693) Commentarius in Currum triumphalem antimonii Basilii Valentini, Г se latinitate donatum. Amsterdam 1671.
Вот как описана алхимическая работа по перегонке вина и ректификации винного спирта с прикубниками (реципиентами - приемниками) у Голланда:
«Возьми во имя Отца и Сына и святого Духа хорошего старого чистого вина, хорошего запаха и вкуса, так как из винограда выдавливается, без кислоты или иной какой порчи, не надлежит там быть ни хмелю, ни чего другого, но вино должно три или четыре раза быть спущено всегда в чистый бочонок. Имея такое вино, вмажь в печь большой котел с горлышком почти с самого дна простирающимся, в который можно было наливать воду, сколь только она выкипит, поставь в котел большую каменную кружку шестнадцати или двадцати Кельнских мер, квартами называемых, налей ее почти полную описанным прежде сего вином, заткни бархатною пробкой накрепко; но примечать при сем должно то, что бы пробка была очень в пору, Накрой по сем гельму, приставь реципиент с горлышком к гельме, а к горлышку сего реципиента приставь еще другой, а по желанию можно еще и третий: там соберутся наилучшие спирты, имея довольно места ходить; и при сем замазка тем менее не может быть повреждена, по тому что спирты имея столько пространства не могут выйти. И так по произволению можешь приставить четыре или пять реципиентов, и наитончайшие спирты останутся завсегда в последнем сосуде. Таким образом дистиллировав вино, вынь оставшуюся флегму, слей спирты или живую воду вместе, вылей потом опять в каменную кружку, заткни горлышко пробкою, накрой Гельмою, приставь к оной три или четыре реципиента взяв в примере изображенную на 182 странице фигуру. Дистиллируй по малому баней, и смотри прилежно, не приметишь ли капель на подобие росы в Алембике, что будет знаком, что некоторые водяные частицы со спиртами восходят; ибо когда одни только спирты восходят, то гельма тогда столь чиста и ясна как хрусталь, но когда водяная влажность с ними подымается, то сие явно видно будет в гельме; и так примечай, не увидишь ли туманного дыму в гельме, что случается в последней дистилляции, когда уже все пройдет; как скоро такое приметишь, то перестань дистиллировать, и оставшийся в кружке отдели, потому что должно дистиллировать еще в другой раз, и так собери все то, что в разных дистиллированиях ни осталось вместе дистиллируй опять в бане до тех пор, пока будет восходить без влажности, что повторяй столь долго, пока без дыму все спирты из вина выпаришь, и тогда можно перестать дистиллировать. Надлежит однако спирты еще довести огнем до некоторого совершенства, поставив сосуд капеллю в песок или просеянную золу. (Сосуд сей должен быть без гельмы, и иметь на верху отверстие, которое вливать и после закупорить можно было)».
Собрание разных достоверных химических книг, а именно Иоанна Исаака Голланда Санктпетербург 1787 стр. 181-183
Говоря о трех способах обезвоживания винного спирта, которые практиковали алхимики нужно немного рассказать и о четвертом – комбинированном. Например, когда перегонка спирта в колбе с длинным горлышком происходит с добавкой поташа. Или на аппарате конструкция которой описана Либавием:
Andreas Libavius (c.1555-1616)
Alchymistische Practic: Das ist, von kunstlicher Zubereytung der vornembsten Chymischen Medicinen: In zweyen Tractatlein klarlich entdecket: Deren das Erste, von destillirten Wassern, Ohlen, Saltzen, Extracten, quintis essentiis, acquis vitae, floribus, balsamis, etc. Frankfurt, 1603.
И таких примеров можно привести еще много.
Трактаты с описанием аппаратуры и способов перегонки начали издавать с XVI века. Это были не только работы алхимиков, но и фармацевтов с химиками. При этом многие рисунки аппаратов и особенности техники перегонки были списаны у алхимиков. Но такое оборудование было предназначено в основном для лабораторных работ, а не для массового производства алкогольных напитков. Это при всем том, что из медицинского средства «вода жизни» плавно стала переходить в крепкие алкогольные напитки уже с XIV века. Но так было до Глаубера.
«Винокурение начало принимать фабричное направление с того времени как Глаубер (Glauber) ввел в дистилляционный аппарат отдельные сосуды, в которых спиртные пары могли охлаждаться. Аппарат Глаубера состоял из вмазанной в печь реторты A (рис. 11) к шейке которой приделывалась согнутая под прямым углом трубка C; другой конец этой трубки вставлялся в первое отверстие крышки R цилиндра D; во второе отверстие крышки того-же цилиндра вставлялась вторая трубка C, другой конец которой вступал в следующий цилиндр D и т.д.»
«Все цилиндры помещались в кадки M, наполненные холодной водою, которая по мере нагревания цилиндров, вследствие сгущающихся паров перегоняемой жидкости заменялась свежею холодною. Число цилиндров D зависит от велечины реторты, и вообще, от количества перегоняемой жидкости. Чем больше жидкости, тем, конечно, требовалось и большее число охлаждающих цилиндров. Цилиндры эти послужили, вероятно Вульфу образцом для устройства так-называемых вульфовых склянок. Если в кадках M, M не часто возобновляли воду и давали ей нагреется до температуры кипения спирта, то сосуды эти превращались в настоящие ректификаторы, и давали возможность получить с одной перегонкой высокоградусный спирт».
Кн. К. С. Кропоткин Исторический очерк производства охмеляющих напитков. Винокурение по новейшим способам С.-Петербург1889 стр. 26-27
Ниже рисунок перегонного куба с сухопарниками из книги Глаубера.
Еще один интересный момент. Ниже рисунок перегонного куба с прообразом «тена». В отдельной печи нагревалась металлическая реторта, подсоединенная к перегонному кубу. Что позволяло сэкономить на топливе при перегонке.
Дальнейшее развитие и совершенствование в промышленного оборудования для получения спирта вызвано постоянно увеличивающейся потребностью в нем, как для производства алкоголя, так и в других сферах: парфюмерии, химии, медицине и т.д.
Рисунок из книги: Борис Родионов История русской водки от полугара до наших дней М.: Эксмо 2012 стр. 85
«Затор, нагревшись и придя в кипение, выделяет спиртосодержащие пары, которые, разумеется идут в сосуд B, в котором они и сгущаются в спиртную жидкость. Но выделяющиеся в последствии из затора пары мало-по-малу нагревают эту жидкость, которая вскоре доходит до кипения; из B выделяются пары, идущие в C. Притекающие из B пары в скором времени нагревают и находящуюся в C жидкость до кипения. Выделяющиеся же из C пары входят в холодильник, где и сгущаются, образуя отгон. Эти повторенные перегонки из B и C, покуда не выделится весь спирт из A, совершаются не чистым паром, но содержащим пары безводного спирта. В этом-то и заключается сбережение.
Фридрих Юлий Отто Винокурение, приготовление спирта и производство сладких и ароматических водок Санктпетербург Москва 1871 стр. 180-181
И теперь можно вернуться к американским самогонщикам. Если судить по старым фотографиям, то небольшие перегонные установки были в основном трех типов. Куб – змеевик. Куб – прикубник (один или больше) из бочонка и змеевик. Парогенератор – куб – прикубник – змеевик.
Фотография из статьи: Хитрости бутлегеров, или на какие ухищрения шли американские самогонщики во времена «сухого закона»
Много интересных фотографий на сайте «Moonshiner28»:
Если сравнить фото с рисунком аппарата для перегонки с прикубниками Глаубера, то становится понятно, откуда, что пошло. Теперь разберемся с еще одним «новаторством» когда в прикубники самогонщики помещают различные вещества: соду, активированный уголь и т.п. Идея тоже не нова:
«Мэр в Страсбурге устроил аппарат, где между ректификационным аппаратом и холодильником ставят аппарат, сходный с вульфовской двугорлой банкой, в который по произволу можно впускать пары алкоголя для очищения.
М. Евстигнеев Полное практическое руководство к винокурению и дистилляции Москва 1865 стр. 336-337
Так, что как это часто бывает все новое, оказывается хорошо забытым старым. И со стеклянной банкой с завинчивающейся крышкой, в которую вкручены штуцера тоже далеко не все так просто и понятно как может показаться на первый взгляд…
Список литературы
Интернет
|