ОСНОВНАЯ  ИСТОРИЯ ВИНОКУРЕНИЯ И ВИНОДЕЛИИЯ |  ДОМАШНЕЕ САМОГОНОВАРЕНИЕ  |  ГАЛЕРЕЯ  | 


Мифы о ректификации. Колонна – самое новое и современное оборудование Ч.-1

 Прежде чем непосредственно перейти к теме нужно сделать небольшое уточнение. В контексте данной статьи и только в рамках рассматриваемой тематики под мифом понимается то, что не признается соответствующим действительности.

 Следующий популярный миф – «колонны являются самым новым и современным оборудованием». Встречается во многих вариантах. Суть мифа обычно сводится к тому, что колонное оборудование объявляется современным изобретением.
 Поскольку были претензии по поводу того что в цикле статей «Мифы о ректификации» нет примеров рассматриваемых мифов, и утверждения, что автор сам их сочиняет, то пожалуйста:

Мифы о ректификации

 Поскольку затронутая тема можно сказать глобальная, сначала будет рассмотрено колонное оборудование (некоторые его типы) использовавшееся при перегонке задолго до того как появлюсь винокурение.

 Для начала уточним, что такое колонна. По технической терминологии колонна - вертикальный цилиндрический массотеплообменный аппарат.

 Когда стали применять колонное оборудование при перегонке достоверно не известно. Но произошло это ориентировочно около двух тысяч лет тому назад. Говорить об этом можно опираясь на сохранившиеся до нашего времени в письменных источниках изображения дистилляционных аппаратов. Самые «юные» колонны, о которых мне известно применяли в свой работе еще александрийские алхимики (II—VI век н. э.). Их рисунки из старинных греческих рукописей были опубликованы в книге французского химика М. Бертло «Введение в изучение химии древних и средних веков» изданной в Париже в 1889 году (1).
 В качестве примера рассмотрим рисунки из средневековой рукописи XI века написанной на греческом языке и известной как «Хризопея Клеопатры» (?????????? ??????????). Считается, что это список с древней алхимической рукописи, автором которой возможно был сам легендарный александрийский алхимик Зосима Панополит. Ее точная дата написания неизвестна равно, как и годы жизни автора (?), но предположительно это III-IV в. н.э. :

Мифы о ректификации

 Чем интересны эти рисунки. На них изображены три типа перегонных аппаратов. Рассмотрим их по отдельности:

Мифы о ректификации

 Под цифрой 1 – аппарат для перегонки самого простого устройства: печь (черный прямоугольник) на ней установлен сосуд с перегоняемой жидкостью (куб) от которого идет трубка в приемник. Аппарат рядом более сложный (2). Здесь уже «куб» помещен в «баню». Бани применяются для равномерного нагрева сосудов с перегоняемым материалом. Так же с их помощью легче контролировать температуру нагрева. Например, перегреть вещество в кубе на водяной бане выше 100 градусов можно только после того как в ней выкипит вся вода…
 Здесь так же нужно обратить особое внимание и на приемники пара под цифрой 3. Это простейшие воздушные холодильники. Соединяя их, друг с другом можно было увеличить площадь охлаждаемой поверхности и соответственно повысить эффективность работы. К слову это «предки» современных «сухопарников».
 Как все это выглядело в собранном виде у «греков» не показано, но чтобы было более понятно, о чем идет речь, ниже приведена гравюра с похожим оборудованием европейских алхимиков (Fig. 152-154 и 162) из книги Теодора Керкинга (2):

Мифы о ректификации

Commentarius in Currum triumphalem antimonii Basilii Valentini, Г se latinitate donatum. Amsterdam 1671.

 Аппарат колонного типа под цифрой 4. Это т.н. дибик (аламбик с двумя приемниками). Устройство более сложное. Печь - куб – колонна (труба) – шлем (аламбик) – приемники. Пояснительные надписи на рисунке переводят с греческого следующим образом. На печи «огонь» или «сияние», на кубе «реторта», на шлеме «чаша» или «сосуд». Рядом с отводной трубкой описание принципа работы. Приблизительный перевод: «пары поднимаются из реторты в чашу, конденсируются в ней и стекают по противотрубкам». Что на нем перегоняли неизвестно.
 Почему этот аппарат относится к колонному типу. Судя по рисунку это труба, установленная вертикально. В ней происходит противоточный тепломассообмен. Пары из куба частично конденсируются на стенках трубы и стекают вниз навстречу поднимающемуся пару. Эффективность разделения при этом невысокая, но это уже детали.

 Какие еще колонные аппараты применяли александрийские алхимики. Из той же рукописи из Сан-Марко, Венеция:

Мифы о ректификации

 Этот аппарат еще более интересен по своему устройству. Так же алхимики использовали и трибики – аламбики с тремя приемниками. То как их изготавливали и применяли описано в тексте александрийских алхимиков «Забота о божественной воде». С ним можно ознакомиться в приложении 1-2.
 Еще пара примеров:

Мифы о ректификации

 На этих рисунках кроме аламбиков с длинной шеей (колонной), они под цифрой 1 изображены и керотакисы (2) - колонны применявшиеся, в том числе и для возгонки (сублимации).
 Александрийские алхимики оказали огромное влияние на своих приемников – арабских алхимиков, в чем можно убедится, сравнив рисунки их оборудования с некоторыми находкам, сделанным на Ближнем Востоке датируемыми X-XII веком (3) :

Мифы о ректификации

 Слева аламбик. справа керотакис. При этом арабы не только сохранили наследие александрийских алхимиков, но и привнесли свои новшества в лабораторную практику. В том числе и в колонное оборудование. Ниже рисунок из рукописи на арабском языке начала прошлого тысячелетия (4):

Мифы о ректификации

 Колонна с несколькими приемниками, но они уже расположенны на разной высоте. Еще один интересный аппарат это конечно знаменитая алькитара с водяным охлаждением шлема названая в последствии европейскими алхимиками «головой мавра», «арабской головой» (5)…:

Мифы о ректификации

 Конечно, можно было бы привести еще больше примеров старинного колонного оборудования применявшегося до «эпохи винокурения», но поскольку объем статьи из-за рисунков и так получился слишком большой, от этого пришлось отказаться. В принципе сказанного вполне достаточно для иллюстрации того, что колонное оборудование имеет очень давнее происхождение. И если «Хризопея Клеопатры» это действительно список с греческой рукописи, написанной алхимиком Зосимой, то ориентировочный возраст колонного оборудования не менее 1600-1700 лет.

 Во второй части статьи будет рассмотрено уже более знакомое современным винокурам колонное оборудование, применявшееся европейскими алхимиками и аптекарями для получения высокоградусного этилового спирта начиная с XVI века.

 Приложение1

ЗАБОТА О БОЖЕСТВЕННОЙ ВОДЕ.

  1. Сделай три трубки из утонченной меди так, чтобы мера утончения была чуть более толщины сковородки для лепешек, а длина - полтора локтя (24 или 27 пальца). Итак, сделай три таких трубки и сделай еще одну, толщиной примерно с палесту (77 мм, 4 пальца), с отверстием соразмерно медному отражателю. Три трубки же будут иметь отверстия соответственно горлышку легкого кувшина и противоположной трубки, чтобы два указательных пальца двух рук были приспособлены с боков. У основания отражателя, удивительным образом вверху вмещающего дух, - три пещеры, к которым прилажены и приклеены три трубки. Отражатель помещен выше глиняной реторты, которая вмещает божественное. Окружив соединения хлебным тестом, введи в конечности трубок большие стеклянные кувшины - плотно, чтобы они не разбились из-за жара воды, которая проходит посередине. Вот это изображение.
 2. Есть и другое направление заботы о божественной воде, но это не трибик. Введи в основание медного отражателя трубку длиной полтора локтя. В этом аппарате один кувшин; ниже - реторта с божественным безогненным, к которой прилажен медный отражатель, окруженный тестом, или воском, или глиной, или тем, что предпочтительнее. После возжигания - извлекай. Таков этот вид.
 3. Вот аппарат в форме печи, имеющей наверху три груди, или удерживающих устройства. Возжигай эллинские свирели постепенно, две или три ночи и дня, сообразно с тем, как происходит окрашивание; и предоставь накаляться печи. Потом в течение целого дня заставь опускаться асфальт; возложи то, о чем ты знаешь, а также белую или желтую медь. Вот что может происходить таким образом: устройство в форме сита окрашивает в белый, желтый, фиолетовый цвета. Легко возжигай, делай румяна, окрашивай исцеляющее и все, что намереваешься. Таково это деление.
 4. ... Когда исцеляющее образовалось само по себе и с помощью уксусного рассола, и доведено до зрелости, - сравняй его с божественным паром, либо в скляночке, либо на керотакиде. Возложи или разровняй и смотри, достиг ли ты завершения.
 5. ... Так делают ртуть, божественное и яд: выравнивают все вместе на солнце, пока все не станет счастливым.
 6. ... Божественная вода будет утеряна теми, кто не понял, что написано: через реторту и трубку свершается подъем к вершине.

 Из книги А. Жеребцов Тайны алхимиков и секретных обществ М. 1999

 Приложение 2

Мифы о ректификации

Трибик

 Список используемой литературы:
 
 1. M. Berthelot Introduction a l'etude de Ia chimie des anciens et du moyen age Paris, 1889
 2. Kerckring (1640-1693) Commentarius in Currum triumphalem antimonii Basilii Valentini, Г se latinitate donatum. Amsterdam 1671.
 3. Science Museum Group Collection https://collection.sciencemuseumgroup.org.uk/objects/co19063/islamic-alembic-alembic
 4. Mu'ayyad al-Din al-Tugra'i The Keys of Mercy and the Secrets of Wisdom
 5. Ibn Arfa Ras Nuggets of gold
 6. А. Жеребцов Тайны алхимиков и секретных обществ М. 1999
 7. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVIII века. Всеобщая история химии М.: Нау
 8. Джуа М История химии Мир 1975
 9. Alchemy Web Site http://www.alchemywebsite.com/images_apparatus.html

Аппараты колонного типаМифыКолонны современное оборудование