ОСНОВНАЯ  ИСТОРИЯ ВИНОКУРЕНИЯ И ВИНОДЕЛИЯ |  ДОМАШНЕЕ САМОГОНОВАРЕНИЕ  |  ГАЛЕРЕЯ  | 


Слово «самогон» придумали «совдепы»

 Этот наиглупейший миф родом из «Википедии»:

 Слово самогон
 До революции 1917 г. нелегально производимые напитки назывались «корчма»[1]. Впервые слово «самогон» в значении кустарно произведенного в домашних условиях дистиллята в письменных источниках появилось в 1917 году. Ещё в середине XIX века слово «самогон» означало добычу зверя погоней, преследованием самим охотником, лесником, на ногах или на лыжах (не собаками, не верхом)[2]. После революции произошла подмена понятий и «корчму» стали называть «самогонкой»[источник не указан 2089 дней]. Поэтому слово «самогон» в современном понимании довольно молодое.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Самогон

 Вот из-за этой крохотной статьи, размещенной много лет назад в свободной универсальной энциклопедии многие стали считать, что слово самогон появилось после революции 1917 года.
 В действительности слово самогон (от сам гоню) как название нелегально производимого спиртного напитка, а не просто «кустарно произведенного в домашних условиях дистиллята» вошло в употребление в начале XX века, и оно есть в письменных источниках до 1917 года (см. приложение №1 и №2). Поэтому к его появлению ни большевики, ни революция 1917 года не имеют никакого отношения. Другое дело, что сразу после установления советской власти началась (точнее была продолжена) борьба с незаконным производством крепкого алкоголя. И велась она все время существования СССР. И именно в этот период слово самогон хотя и не сразу, но вышло в лидеры по использованию. Как в быту, так и в официальных документах оставив в истории «тайное винокурение» и «самогонокурение».
 Насчет подмены понятий, которой не было. Подменить понятие, значит выдать что-либо, за то чем оно не является. В этом же случае одно название сменило другое. И в этом нет ничего особенного. В начале XX века слово «корчма» том значении как в статье уже применялось сравнительно редко. Нелегально произведенные напитки, т.е. без уплаты акциза в то время называли тайно произведенные пития, а процесс их производства тайным винокурением.
 Исходя из приведенных выше фактов данный миф:

Миф про самогон

Приложение №1

Копия приказа Начальника Управления Земледелия и Государственных Имуществ Енисейской губернии, от 30 декабря 1915 г. за № 43-мъ.

 До моего сведения дошло, что некоторые чины переселенческого района позволяли себе во время полевого периода покупать, так называемую, „самогонку", т. е. вино, приготовляемое противозаконным образом. Не говоря о том, что самый факт приобретения у местного населения самогонки должен ронять достоинство чиновника и его авторитет, такой поступок заслуживает особого порицания в виду тех условий, которая местная администрация употребила для пресечения и искоренения страшного бича, которым является в настоящее время тайное винокурение. В таких условиях покупка и распитие самогонки не может не почитаться вызовом по отношению к власти, преследующей тайное винокурение. Между тем, упомянутые чины распивали вино на виду населения и даже вместе с крестьянами.. Один из чинов позволил себе в нетрезвом виде явиться па земскую квартиру, в которой остановился один из старших* чинов района, и принести с собой вино. Такой поступок делает невозможным оставление на службе в, районе виновных в нем. Считаю необходимым предупредить чинов вверенного мне района, что я считаю недопустимым самый факт приобретения самогонки и употребление ее. Поэтому мною будут делаться без всякого снисхождения представления об увольнение (от службы всех, кто будешь замечен в употреблении и покупке самогонки. Вместе с тем, довожу до сведения чинов, что высшая местная администрация принимаешь также решительные меры против лиц, виновных в таком, поощрении тайного винокурения, вплоть до тюремного заключения и высылки. Декабря 30 дня 1915 года.

Подписал: Начальник Управления Велецкий.

Верно: Секретарь Н. Хапугин.

Енисейские епархиальные ведомости №4 15 февраля 1916г стр. 9-10

Приложение №2

 Статья из журнала Сибирская Деревня (1915 год).

«Из деревенских разговоров».

 - А что у вас насчет самогонки слышно? Гонят?
 - А как не гнать? Конешно, гонят. Допрежь, пока казенки то торговали одни самоходы этими делами займывались, а теперь и наш брат - старожитель тоже помаленьку начал гнать.
 А у нас в деревн так еще такой конфуз вышел: старосту с аппаратом поймали.
 ¬- Вот так штука! Ведь староста должен по обязанностям своей службы наблюдать, чтобы самогонку не гнали, а, оказывается, он самый главный самогонщик. Ловко! А как вышло, что его накрыли?
 - Да так. Собрался тожно в субботу сход покосы делить. Старосты нету. Послали к нему десятника. Домашние говорят: староста, де, по черемшу уехал. Ну, уехал, так уехал. Не век же ему ездить, вернется.
 Хорошо. В воскресенье опять собрался сход. Старосты опять нету. Погалдели, погалдели мужики и разошлись. Днем то тихо было. Которы и выпили, так по деревне не ходили. Ну, а к вечеру двое постырили чего то промежду себя, и один другого ножиком порезал.
 Хоть до тебя доведись. Ты, к примеру, знашь, кто в деревне самогонку гонит и зло продает, а твоего сына порезали. Конешно, тебе обидно станет. Ну, и у нас такой нашелся, говорит: я, де, знаю, каку-таку черемшу староста собирать .
 - Ну. коли знашь, так поедем.
 Запрягли коней, помошник старосты понятых взял, поехали на старостину заимку.
 Подъезжают, а староста им настречу. На телеге под травой у него баклажки лежат. Поглядели, а там самогонка. - Заворачивай, друг, оглобли! Приехали на заимку, заглянули в избушку, видят там старостин сусед работат. Аппарат это стоит, кадушки с брагой. На стоящий завод. Староста то, значит выгнал свой затор, а аппарат суседу отдал.
 Ну, обоих арестовали, аппарат на телегу, туда же и кадушки и баклажки, увезли в волость.
 Как ты думашь, поди старосте теперь здорово нагорит?
 - Да уж по головке не погладят. Кому-кому, а старосте то уж не к лицу самогонку гнать.
 - Страсть сколько у нас этих самогонщиков развелось. Сначала то, как закрыли монопольки, самогонку по полтора рубля бутылку продавали, а теперь дороже восьми гривен никто не даст. Значит много ее, коли так она подешевела.
 - Да и как не пить? Место у нас глухое. Робишь, робишь, а при отдыхе нечем душу развеселить. Ну и идешь, ищешь, где бы маленько вы пить.
 Вот, кабы заместо монопольки нам каку другу радость да утеху дали, тогда и самогонки бы у нас не было. А так, брат, дело плохое выходит. В. Б.

 Сибирская Деревня. Сельско-Хозяйственный, Кооперативный и Экономический Журнал 7 июля 1915 №10-11 стр. 2-3

Мифы