ОСНОВНАЯ  ИСТОРИЯ ВИНОКУРЕНИЯ И ВИНОДЕЛИЯ |  ДОМАШНЕЕ САМОГОНОВАРЕНИЕ  |  ГАЛЕРЕЯ  | 


Старое и новое

Краткая история современного винокурения

Часть 1. Начало

 Для того чтобы стать самогонщиком достаточно уверенности в собственных силах, проверенной рецептуры и простого оборудования. Стать винокуром дороже. Дело в том, что у модного сейчас винокурения совсем иные приоритеты. Если самогонщики традиционно занимаются рентабельным изготовлением (по сравнению с самой дешевой магазинной водкой) крепких домашних спиртных напитков, то для винокуров самогоноварение – это интересное и престижное хобби. Причем весьма дорогое. Поэтому винокур, не гонит самогон – он делает благородные дистилляты и «чистый» ректификат. Например, то, что самогонщик по-простому называет яблочный самогон, винокур с придыханием – кальвадос. Разница конечно существенная, и хорошо ощутимая при расчете себестоимости полученного продукта перегонки.
 С чего все это началось. На начальном этапе появлению русского винокурения XXI века способствовали два основных фактора – развитие в России интернета и энтузиасты предпочитавшие пить не самогон, а экзотический напиток под названием абсент. В результате чего в конце 2005 года появился сайт «Абсент клуб» – absintheclub.ru.
 Это был первый серьезный русскоязычный интернет ресурс по абсенту со своим форумом. Там детально и обстоятельно обсуждались различные аспекты приготовления абсента включая смежные темы затрагивающие и получение спирта. Как то использование лабораторного оборудования, изготовление самодельных дистилляторов, ректификационных колонн и т.п.
 Они были первые кто начал тему. За ними через два года (2007) появился homedistiller.ru. На форуме сайта стали собираться люди занимающиеся изготовлением домашних спиртных напитков (самогон, вино, пиво). Через пару лет HomeDistiller или «ХД» стал очень популярен.
 Если проанализировать состав участников форумов того времени посвященных самогоноварению, то у большинства было высшее образование и умение «работать руками и головой». К этому добавилась реализованная возможность изучать специальную литературу о промышленном производстве спиртных напитков и смежной тематике в купе с общением с единомышленниками. Что в свою очередь вылилось в использование полученных знаний на практике. Т.е. в традиционное самогоноварение были привнесены некоторые методы, взятые из технологии промышленного производства спирта и крепких спиртных напитков.
 Отсюда пошли самодельные «бражные» и ректификационные колонны, инновации в виде быстрых дрожжей, добавки в брагу кислоты, мела и т.д. А так же разговоры о вреде чего-либо вычитанного из многочисленных справочников, ссылки на госты и т.п. По сути это был новый виток технического развития самогоноварения в России. И проходил он на фоне постоянно возрастающего интереса к данной теме среди стабильно увеличивающегося числа пользователей интернета.
 Постепенно «форумчане» разделились на две большие группы: «дистилляторщиков» и «ректификаторов». Т.е. одни отправились по новой для самогонщиков дорожке уверенные, что чем чище спирт, тем лучше и ректификация наше все. Другие решили остаться в «старом русле» вместе с интернациональным большинством производящим спиртные напитки без использования ректификационных колонн.
 Довольно быстро (буквально за пару лет) поменялись требования к получаемому продукту. Стало считаться, что сделать хороший напиток можно только по науке и уже не на простом оборудовании, а только на усовершенствованном. Кроме того гнать обычный самогон стало почти неприличным занятием. А вот делать коньяк, ром текилу, граппу, бренди и т.п. уже нормой.
 Главный перелом приведший к появлению винокурения произошел почти незаметно. На форумах стало больше появляться тех, кто не мог и или не хотел делать аппараты своими руками и при этом уже не желал работать по старинке на «дедушкином змеевике» с тем же результатом. Им требовалось новое более совершенное оборудование, о котором они узнали из интернета. Сначала спрос удовлетворяли умельцы, с форумов изготавливавшие небольшие партии своих самоделок на продажу. Но по мере его роста они перестали справляться с волной заказов. И тут многие поняли, что на постоянно усиливающемся интересе к производству домашних спиртных напитков можно очень хорошо и главное легально заработать.
 Некоторые спецы организовали небольшие (гаражные) производства. Затем подключились крупные бизнесмены, а самогонные аппараты стали делать на промышленных предприятиях. Появились интернет-магазины, где начали продавать все, что имеет отношение к производству домашнего алкоголя.
 Рынок открылся большой и с явной тенденцией роста, но и желающих его освоить тоже было немало. Сначала в основном делали простые дистилляторы, которые было несложно установить на флягу или скороварку. Затем довольно быстро производителям удалось освоить производство кубов из кастрюль и бачков. В результате рынок заполонил ширпотреб в виде разномастных тонкостенных кубиков с привинченным накидной гайкой дистиллятором и сухопарником.
 Конечно, как обычный самогонный аппарат такая конструкция в девяностые годы прошлого века была бы принята на ура, но реалии уже поменялись. Запросы покупателей очень сильно выросли. И вот тогда началась серьезная конкуренция.
 Стало понятно, что удержатся на плаву, сможет только тот, кто лучше всех впишется в новую схему. Ее смысл в общих чертах следующий. Простейшие и относительно дешевые аппараты берут плохо. Значит, что бы больше заработать нужно, продавать еще и дорогие, а лучше очень дорогие, выпуская все новые и новые модели с дополнительными опциями, чтобы обогнать конкурентов.
 Естественно, что стабильный рост цен не понравился многим. При этом качество оборудования почти у всех производителей и продавцов занимавшихся перепродажей было еще низким. И в интернете стала витать идея «народного (бюджетного) дистиллятора». Но это была уже утопия.

Домашнее самогоноварениеНародный дистилятор