ОСНОВНАЯ  ИСТОРИЯ ВИНОКУРЕНИЯ И ВИНОДЕЛИИЯ |  ДОМАШНЕЕ САМОГОНОВАРЕНИЕ  |  ГАЛЕРЕЯ  | 


 Заговорив о питье, нельзя обойти молчанием вотской кумышки, которая в жизни вотяков играла весьма существенную роль. Это национальный вотский напиток, приготовленный посредством перегонки известного количества солода, ржаного хлеба, овсяной муки и дрожжей. Кумышка заменяла им водку. По словам некоторых писателей, вотяки Вятской губ. пользовались правом варения кумышки еще со времен Ивана Грознаго. Кумышка составляла необходимую принадлежность всех языческих общественных жертвоприношений вотяков и употреблялась также в качестве угощения в различные семейные и общественные праздники. Приготовление (варение) ея производилось по преимуществу в зимнее время. Кумышка варилась в особых надворных постройках, называемых чумами, или в шалашах, устраиваемых на берегу речки, или наконец в лесах и оврагах, в более или менее значительном отдалении от селений. Аппаратом - для приготовления кумышки служил чугунный котел, соединенный посредством металлических труб с деревянной кадкой (холодилыипком) и деревянным ведром пли глиняным кувшином (для собирания готовой кумышки). Получавшийся через перегонку напиток имел различную крепость в зависимости от количества раз перегонки — от 10° до 40°. Наиболее крепкую кумышку приготовляли только зажиточные вотяки. Из пуда хлебных припасов получалось 1/2 ведра кумышки 1) крепостью в 10° или 1/4 ведра крепостыо в 20°.
 Много бед причиняло вотякам это варение кумышки. Правительство за последнее столетие колебалось в своих отношениях к кумышке. В 1802 г. оно разрешило варение кумышки; в 1818 г., при введении казенного управления питейными сборами запретило ее, в 1826 г., при введении откупной системы опять разрешило; это разрешение оставалось в силе и при уничтожении откупной системы вплоть до 1890 г., когда последовало окончательно воспрещение кумышкп. Для откупщиков кумышка была бельмом на глазу, и они всячески старались лишить вотяков дарованной им привилегии. Способы преследования ими кумышковарения были довольно разнообразны. Обыкновенно агенты откупа жаловались полиции, что вотяки приготовляют кумышку не такой крепости, какая допускается законом, а высшей; иногда они подбрасывали наиболее зажиточным вотякам бутылки с кумышкой, доведенной до высшей крепости, затем при содействии чинов полиции или даже совершенно самостоятельно производили обыск; уличив таким образом вотяков в приготовлении кумышки недозволенной крепости, с богатых брали взятки, а кто победнее, — тех отдавали под суд. Виновным вотякам грозил тройной штраф, или, в случае несостоятельности, отдача способных в солдаты и ссылка неспособных на поселение, а селениям воспрещалось варить кумышку навсегда. Предпринимались и другие меры против кумышки — то откупщик отыщет указ, которым будто-бы вотякам воспрещается варить кумышку в медных котлах, и начнет отбирать эти котлы, то возбуждается перед местной казенной палатой вопрос об ограничении права варения кумышки в том смысле, чтобы было разрешено варить не свыше двух ведер на ревизскую душу.
 Но религиозные привычки вотяков оказались сильнее всяких преследований: вотяки не прекратили кумышковарения при действии откупной системы, продолжали варить и после ее отмены. Законом 24 апреля 1890 г. у вотяков было окончательно отнято право варения кумышки; приборы для кумышковарения были отобраны с уплатой вотяками за металлические части полной стоимости. За устройство новых приспособлений вотяки подвергаются денежному штрафу (не свыше 25 р.), и у них отбирается посуда. Для надзора за исполнением вотяками этого закона была учреждена особая должность кумышечных надсмотрщиков. Но и этот закон не прекратил кумышко-варения. По отчетам Главного Управления неокладных сборов за 1892 — 1904 г. (13 лет), было обнаружено 35.668 случаев приготовления кумышки. А сколько случаев еще не обнаружено! Вотяков штрафуют, отбирают аппараты, но ничто не действует; вотяки, как передавал нам один из земских начальников Вотскаго района, варят „во всю". Само собою разумеется, что они в высшей степени недоброжелательно относятся к кумышечным надсмотрщикам. Известны случаи, когда вотяки били наиболее ревностных из них-так, один из надсмотрщиков (Дробышевский) даже был убит ими.
 С целью ослабления тяжести кары за кумышковарение вотяки в настоящее время придумали некоторые меры: кумышку варят „помочью" всей деревней, и в случае обнаружения этого проступка вину берег на себя выбранное обществом лицо; нередко на всю деревню варит кто-нибудь один из бедных жителей селения; некоторые из варения кумышки сделали себе промысел.
 Вотяки любят кумышку. По преданию, существующему у казанских вотяков, жена первого человека, вопреки запрещению бога Инмара, открыла поставленную им чашку с кумышкой п выпила ее, за что и были первые люди изгнаны из рая. Вотяки в состоянии выпить очень изрядное количество кумышки (до ? ведра в день). Во всеподданнейших отчетах прежних вятских губернаторов нераз встречались указания на непомерное употребление кумышки при совершении жертвоприношений, а равно и во время русских праздников (напивались до беспамятства). О случае смерти вотяка от излишнего употребления кумышки во время одного из языческих жертвоприношений в 1838 г. доводилось до сведения имп. Николая I. Употребление кумышки конечно не остается без влияния на здоровье вотяков. По словам местных наблюдателей, при опьянении кумышкой у вотяков проявляется наклонность к зверским поступкам и преступлениям, нередко стадным (толпой). Напр., в прежнее время почти все убийства совершались вотяками во время праздников, продолжавшихся по нескольку дней, когда выпивалось огромное количество этого напитка.

 Россия Полное географическое описание нашего Отечества Настольная и дорожная книга для русских людей Т 5. С-ПЕТЕРБУРГ 1914 стр. 210-212

Этнография