ОСНОВНАЯ  ИСТОРИЯ ВИНОКУРЕНИЯ И ВИНОДЕЛИЯ |  ДОМАШНЕЕ САМОГОНОВАРЕНИЕ  |  ГАЛЕРЕЯ  | 


Карикатура и сатира в борьбе с пьянством и самогоноварением

Эпоха СССР

Часть 1

 Все что написано в этой статье, а так же все приведенные в ней материалы (цитаты изображения и т.п.) носят исключительно информационный характер, лишенный в контексте статьи какой либо идеологической, политической и религиозной подоплеки.

 Борьба с пьянством, самогоном и самогоноварением была начата в Российской Империи, продолжена в первые годы советской власти и длилась все время существования СССР. Она велась разными способами, одним из которых была агитация с использованием карикатуры и сатиры в средствах массовой информации.
 При Союзе карикатуры на пьяниц и самогонщиков начали и продолжали публиковать в печатных изданиях с начала двадцатых годов прошлого века и почти до самого «развала». Сейчас смешная, ироничная, а подчас и злая карикатура того времени потеряла свою былую актуальность. Но для тех, кто интересуется историей самогоноварения это весьма ценный историко-культурный источник.

 Ах, сегодня так весело россам,
 Самогонного спирта — река.
 Гармонист с провалившимся носом
 Им про Волгу поет и про Чека.

Сергей Есенин «Снова пьют здесь, дерутся и плачут» 1922 год

 Советская власть боролась с самогоном и самогоноварением целенаправленно, комплексно и беспощадно. Самый жесткий декрет был принят 13 мая 1918 года: «Декрет ВЦИК и СНК о чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию».

 «3) Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающих хлебные запасы на самогонку, - врагами народа, предавать их революционному суду, заключать в тюрьму на срок не менее 10 лет, подвергать все имущество конфискации и изгонять навсегда из общины, а самогонщиков, сверх того, присуждать к принудительным общественным работам».

Декреты советской власти. М., 1959. т. 2. с. 265.

 В 1919 году было принято «Постановление СНК о запрещении в РСФСР без разрешения производства и продажи спирта, крепких напитков и неотносящихся к напиткам спиртосодержащих веществ».

 «Совет Народных Комиссаров постановил:
 1. Воспрещается повсеместно в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике изготовление без разрешения спирта, крепких напитков и неотносящихся к напиткам спиртосодержащих веществ из каких бы припасов или материалов, какими бы способами, какой бы крепости и в каком бы количестве спиртовые напитки и вещества ни были приготовлены.
 …
 8. За выкурку спирта в недозволенных законом местах из каких бы то ни было припасов, каким бы то ни было способом, в каком бы то ни было количестве и какой бы то ни было крепости виновные подвергаются: а) конфискации спирта, припасов, материалов, аппаратов и приспособлений для выкурки; б) конфискации всего имущества и в) лишению свободы, соединенному с принудительными работами на срок не ниже 5 лет. Тем же наказаниям подвергаются виновные в соучастии в тайном винокурении и в пособничестве ему, а также виновные в продаже, передаче, приобретении, хранении, проносе и провозе незаконно выкуренного спирта».

 …

Декреты советской власти том VII 10 декабря 1919 г. — 31 марта 1920 г. М. 1974 стр. 34-36

 Правительство принимало грозные декреты и постановления о запрете и предотвращении. На местах их выполняли. Но не всегда так как того требовали «сверху», что разуметься нашло свое отражение в сатирических рассказах, анекдотах и карикатурах того времени:

 «После окончания Гражданской войны большевики выбросили лозунг: «Бедняка сделать богатым». Тогда большевики были против продажи водки и решительно боролись с самогоном. Для проверки этого постановления выехал на село Петровский. Приходит в бедняцкий комитет, и ему на встречу идет сам председатель бедняцкого комитета — пьяный, едва стоящий на ногах. К нему и обращается Петровский:
 «Ну, как у вас тут дела?» — «Ик... хорошо», — отвечает председатель. «А уменьшается ли беднота?» — «Да, да... ик... понемногу вымирает...» — «А с самогоном боретесь?» Выпучив посоловелые глаза, председатель решительно махнул рукой: «Так... ик... увесь уничтожаем...»

М. Мельниченко Советский анекдот М.: 2014 стр. 715

 После образования СССР в 1922 году наказание за самогоноварение снова было смягчено:

Уголовный кодекс РСФСР 1926 года/Редакция 05.03.1926

 «101. Приготовление с целью сбыта вин, водок и вообще спиртных напитков и спиртосодержащих веществ без надлежащего разрешения или свыше установленной законом крепости, а равно самый сбыт или незаконное хранение с целью сбыта таких напитков или веществ, - лишение свободы на срок до одного года с конфискацией части имущества или без таковой.
 102. Изготовление и хранение самогона для сбыта, а равно торговля им в виде промысла, - лишение свободы или принудительные работы на срок до одного года с конфискацией всего или части имущества.
 Те же действия, совершаемые хотя бы в виде промысла, но вследствие нужды, безработицы или по малосознательности, с целью удовлетворения минимальных потребностей своих или своей семьи, - принудительные работы на срок до трех месяцев.
 103. Изготовление, хранение, ремонт и сбыт в виде промысла аппаратов, специально служащих для изготовления самогона, - лишение свободы или принудительные работы на срок до одного года или штраф до пятисот рублей».

 Чтобы преломить ситуацию с изготовлением и употреблением самогона в уже новой советской стране первоначально использовались «старые» проверенные способы. К ним относился контроль власти «на местах» (в городе и деревне) из «центра».

«РАБОТА СРFДИ ЖЕНЩИН»

 «Ответственный работник из центра, прямо с поезда сорвавшись, обрушился в провинциальное учреждение типа просветительного.
 - Как, товарищ, у вас работа среди женщин? - скороговоркой грянул столичный, типа-Time is money.
 - Ничего, - добродушно ответил ему провинциальный, безответственный, беспартийный, дыхнув самогонкой, - у нас насчет этого хорошо. Я с третьей бабой живу».

М. Булгаков Собрание сочинений в десяти томах Т. 1 Москва 1995 стр. 312

 Кроме проверок широко практиковалось усиление местной власти за счет обновления кадров.

Карикатура и сатира в борьбе с самогоноварением

 «Нам нужен в деревне честный, трезвый советский аппарат». Зиновьев
 «- Пей, Гриша! Ежли будет советский аппарат – значит, нашему крышка!»

Крокодил 1924 год №26 стр. 3

 Для чего были объективные причины в ряде случаев.

Обзор политико-экономического состояния СССР за июнь 1923 г.

 …

 «Пьянство. Полевые работы, истощение хлебных запасов и лишь отчасти борьба с самогоном уменьшили повальное пьянство в деревне, о чем сообщают из Курской, Тверской, Черкесско-Адыгейской, Царицынской, Туркменской, Иркутской и Красноярской губ. Борьба с пьянством вообще же крайне слаба, так как в ряде губерний наблюдается поголовное пьянство среди членов волисполкомов, сельских милиционеров, деревенских коммунистов и других представителей местной власти (Тамбовская, Марийская, Татреспублика, Красноярская и Нижегородская губ.)».

Источник: http://istmat.info/node/24547

Карикатура и сатира в борьбе с самогоноварением

Трогательные и подражания достойные проводы председателя

 «- Уж ты гой еси, председатель наш! Помогал ты жить кулакам-дружкам, сам ты зелье пил и других поил, взятки-братки с нас без отказу брал. Бьем челом тебе, председатель наш, исполать тебе, муж общественный. Прими от нас наш посильный дар: самогонный куб с принадлежностью».

Крокодил 1926 год №21 стр. 9

 Усиливалась работа милиции и активистов по поиску самогонщиков, слежке за ними, проведению обысков, облав с составлением протоколов и т.п. мероприятиями.

Карикатура и сатира в борьбе с самогоноварением

 - До нас не можна: тато самогон жене…

Перец 1988 №08 стр. 7

 К и т.п. относились так же не совсем характерные для советской милиции обязанности. Например:

Карикатура и сатира в борьбе с самогоноварением

 «Орловское отделение Центроспирта, в целях борьбы с самогоно-курением, требует от милиции сведений «о вкусовых ощущениях самогона в зависимости от сырья, из которого он выработан».

(Отношение Центроспирта №5211/кч от 16 августа).

 «- Век запаху ее не знал, а теперь приходиться во вкус входить! С ними, с чертями сопьешься!»

Крокодил 1926 год. №37 (197) стр. 6

 Широко проводилась противосамогонная агитация. Она была тесно связана с идеологией того времени и в двадцатые-тридцатые годы в основном сводилась к борьбе с врагами и противниками советской власти. По этой причине самогон преподносился как оружие, с помощью которого попы, кулаки и пр. разоряют и уничтожают крестьянский и рабочий классы.
 Ярчайший пример такой политической агитации – это агитпоэма Владимира Маяковского «Вон самогон!», а так же «Крестьянам! Рассказ о Змее Горыныче и о том в кого Горыныч обратился ныне». Оба произведения написаны в 1923 году.

 Отрывок из «Крестьянам! Рассказ о Змее Горыныче и о том в кого Горыныч обратился ныне»:

 Самогон - змеищево имя.
 Он болезнью вползает в мужицкий дом.
 Он раздорами кормится досыта.
 От него вырастает холм за холмом,
 в горб изгорбится гладь погоста.
 От него расцветают наши враги -
 поп, кулак да забытый помещик.

 Знает враг, что ни рук не поднять,
 ни ноги, коль вопьются сивушные клещи.
 Всё богатство крестьянское змеище
 жрет, вздулся, пол-России выев.
 Всё бросают зеленому змеищу в рот,
 в пасть зубастую, в зевище змиев.
 Если будет и дальше хозяйничать гад,
 не пройти по России и году
 -передохнет бедняк, обнищает богач.
 Землю вдрызг пропьешь и свободу.

 Если ты погрязнешь в ленивую тишь
 -это горе вовек не кончится.
 Самогонщики разжиреют лишь,
 разжиреют лишь самогонщицы.
 Чтоб хозяйство твое не скрутил самогон,
 чтоб отрава в гроб не свела.
 ­ самогонщиков из деревни вон!
 Вон из хутора!
 Вон из села!

 …

В.В. Маяковский Полное собрание сочинений в тринадцати томах Т. 5 Москва 1957стр. 190-191

 «Вон самогон!»:

 «Степанида моя, Степанида-свет,
 чтоб покончить с властью Советов,
 выполняй досконально мой совет,

 делай так-то ... это и это ...
 Твой супруг
 Ферапонт Водкин»
 А под Водкиным росчерк короткий.
 А еще через ночь, в тот же час точь-в-точь,
 не будить стараясь народа,
 подкатила к калитке и целую ночь
 разгружалась бесшумно подвода.

Карикатура и сатира в борьбе с самогоноварением

Рисунок Маяковского

 Протащили в окно пару длинных труб,
 100 бутылей, скрытых корзиною,
 протащили какой-то тяжелый куб
 да еще кишки резинные.

 …

В.В. Маяковский Полное собрание сочинений в тринадцати томах Т. 5 Москва 1957стр. 176

Карикатура и сатира в борьбе с самогоноварением

Поп, урядник и старый помещик. Там же стр. 186

 Чем аргументировался сей подход в антисамогонной и антиалкогольной агитации:

Поповско-кулацкая сивуха

 «Религия и водка служили одной цели: они помогали угнетателям закабалять трудящихся. Помещик и фабрикант, кулак и поп, царь и урядник, - все мироеды были заинтересованы в том, чтобы обмануть многомиллионные массы, одурманить их. Поп напевал беднякам о будущем блаженстве, дурманя их религиозной сивухой. Кулак подносил стаканчик батраку или бедняку, чтобы легче выматывать потом из них жилы.
 Поп работал на кулака, кулак работал на попа. Поп призывал трудящихся терпеть и покорно переносить бедность и угнетение, а кулак яростно защищал попа и церковь.
 Теперь, когда дни кулачества сочтены, когда победоносно наступающий социализм сметает с лица земли кулацкое господство, кулак еще энергичней налегает на религию и водку».

И. Алексеев В. Шишаков Кулацкие окопы Издательство «Безбожник» Москва 1930 г. стр. 43

Карикатура и сатира в борьбе с самогоноварением

«- Белую ты пить научился, а теперь пойдем в церковь, - попробуем красного!»

 «В колхозе имени Шевченко (Николаевский район Одесской обл.) верующие родители под влиянием церковников напоили комсомольцев В. Горбенко и В. Юрченко, а потом затащили в церковь. Комсомольская организация исключила обоих из комсомола, а об антирелигиозной пропоганде и не подумала. (Газ. «Комсомольская правда»)».

Безбожник 1937 №7 стр. 17

 «Урядник, целовальник и «батюшка», - вот триединая физиономия царской власти в деревне. «Холодная», трактир и церковь, - вот три учереждения, которые не за страх, а за совесть боролись за торжество и процветание царско-помещичьей власти.
 Революция разрушила единство этой «троицы». Одно звено безвозвратно выпало из цепи. Но осталась водка, остался «батюшка».
 Вокруг этих уцелевших обломков старого и группируются сейчас все враждебные нам силы. Они используют религию и водку в борьбе с советской властью, они растлевая религией и опьяняя самогоном, мешают трудящимся понять свои задачи, осознать свои общие интересы».

И. Алексеев В. Шишаков Кулацкие окопы Издательство «Безбожник» Москва 1930 г. стр. 55

Карикатура и сатира в борьбе с самогоноварением

 Чернорясый разъяснитель
 Разъяснит вам, что хотите,
 Наведет «святую» тень
 На советский ясный день.
 «Ныне власть стоит за веру,
 Уважает нас к примеру,
 Вам же тоже, так сказать,
 Нас потребно уважать».
 Сельсовета председатель,
 Добрый наш благожелатель,
 С коим в пьянстве есть контакт,
 Подтвердит вам этот факт.

Безбожник 1937 №05 стр. 15

Карикатура и сатира в борьбе с самогоноварением

 - К рождеству гонишь?
 - А как же: я бога не забываю…

Мастера советской карикатуры В. Жаринов 1981 стр. 14

 Еще одним способом борьбы в СССР с самогоноварением была попытка заменить самогон напитками с низким содержанием алкоголя: вином, слабыми наливками и пивом. Этому способствовало восстановление виноделия в южных регионах (Крым, Кубань) и НЭП.
 В результате подобные меры привели к увеличению числа пивоваренных заводов, ресторанов, трактиров и пивных.

Карикатура и сатира в борьбе с самогоноварением

На путях прогресса

- Ну, теперь наша улица совсем протрезвеет: три пивных закрыли – и везде на их месте вот такие кооперативы будут.

Крокодил 1926 № 17 стр. 12

Рекламный слоган для Хамовнического пива придуманный В.В. Маяковским: «Трехгорное пиво выгонит вон и ханжу и самогон»

 «Ханжа» - исковерканное слово «ханьшин» - название китайской водки. Смесь денатурата с клюквенным квасом. Существовало много видов ханжи с различными добавками, но основой всегда был денатурат.

Карикатура и сатира в борьбе с самогоноварением

 Что только способствовало росту пьянства среди населения.

Карикатура и сатира в борьбе с самогоноварением

 «На организованный Мосгуботделом союза текстильщиков массовой воскресной экскурсии было выпито 20.000 бутылок пива».

(Рабочая Газета)

 - Это что за гад?
 - Зеленый змий.
 - А почему он красный?
 - Приспособился.

Крокодил 1926 №28 стр. 9

 Заменить самогон пивом и вином не удалось Мало того гнать стали больше о чем можно судить по следующей статистике:

 «В 1923-м году было отобрано по СССР при обысках 54.000 самогонных аппаратов, а в 1924 г. – 74.000 аппаратов (а всех обнаруженных случаев самогонокурения было в 1924 году 275.000). Самогон гонят не только дома, в риге, на гумне, но и в лесах, чтобы укрыться от любопытного глаза соседа или от зоркого ока милиции. Предполагается, что в 1925 году в работе находилось не менее одного миллиона аппаратов».

Николай Тяпугин Народные заблуждения и научная правда об алкоголе Москва 1926 год ср. 20

 О том какая ситуация с употреблением самогона была в городе в начале двадцатых хорошо описано в рассказе Михаила Булгакова «Самогонное озеро»:
 
 В полдень Сидоровна нахально не долила на три пальца четверть Василию Ивановичу. Тот тогда, взяв пустую четверть, отправился куда следует и заявил:
 - Самогоном торгуют. Желаю арестовать.
  - А ты не путаешь? - мрачно спросили его где следует. - По нашим сведениям, самогону в вашем квартале нету.
  - Нету? - горько усмехнулся Василий Иванович. - Очень даже замечательны ваши слова.
 - Так вот и нету. И как ты оказался трезвый, ежели у вас самогон? Иди-ка лучше - проспись. Завтра подашь заявление, которые с самогоном.
 - Тэк-с... понимаем, - сказал, ошеломленно улыбаясь, Василий Иваныч. - Стало быть, управы на их нету? Пущай не доливают. А что касается, какой я трезвый, понюхайте четверть.
 Четверть оказалась с "явно выраженным запахом сивушных масел".
 - Веди! - сказали тогда Василию Ивановичу. И он привел.
 Когда Василий Иванович проснулся, он сказал Катерине Ивановне:
 - Сбегай к Сидоровне за четвертью.
 - Очнись, окаянная душа, - ответила Катерина Ивановна, - Сидоровну закрыли.
 - Как? Как же они пронюхали? - удивился Василий Иванович.
 Я ликовал. Но ненадолго. Через полчаса Катерина Ивановна явилась с полной четвертью. Оказалось, что забил свеженький источник у Макеича через два дома от Сидоровны. В 7 часов вечера я вырвал Наташу из рук ее супруга, пекаря Володи ("Не сметь бить!!", "Моя жена!" и т. д.).
  В 8 часов вечера, когда грянул лихой матлот и заплясала Аннушка, жена встала с дивана и сказала:
 - Больше я не могу. Сделай, что хочешь, но мы должны уехать отсюда.
 - Детка, - ответил я в отчаянии. - Что я могу сделать? Я не могу достать комнату. Она стоит 20 миллиардов, я получаю четыре. Пока я не допишу романа, мы не можем ни на что надеяться. Терпи.
 - Я не о себе, - ответила жена. - Но ты никогда не допишешь романа. Никогда. Жизнь безнадежная. Я приму морфий.
 При этих словах я почувствовал, что я стал железным. Я ответил, и голос мой был полон металла:
 - Морфию ты не примешь, потому что я тебе этого не позволю. А роман я допишу, и, смею уверить, это будет такой роман, что от него небу станет жарко.
 Затем я помог жене одеться, запер дверь на ключ и замок, попросил Дусю первую (не пьет ничего, кроме портвейна) смотреть, чтоб замок никто не ломал, и увез жену на три дня праздника на Никитскую к сестре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 У меня есть проект. В течение двух месяцев я берусь произвести осушение Москвы если не полностью, то на 90%.
 Условия: во rлаве стану я. Штат помощников подберу я сам из студентов. Жалованье им нужно положить очень высокое (рублей 400 золотом. Дело оправдает). 100 человек. Мне - квартиру в три комнаты с кухней и единовременно 1000 рублей золотом. Пенсию жене, в случае, если меня убьют.
 Полномочия неоrраниченные. По моему ордеру брать немедля. Судебное разбирательство в течение 24 часов, и никаких замен штрафом.
 Я произведу разrром всех Сндоровн н Максичей и отраженный попутный разгром «Уголков», «Цветков Грузии», «Замков Тамары» и т. под. мест. Москва станет как Сахара, и в оазисах под электрическими вывесками «Торговля до 12 час. ночи» будет только легкое красное и белое вино.
 «Накануне» (литературное приложение),
 29 июля 1923 г.

М. Булгаков Собрание сочинений в десяти томах Т. 1 Москва 1995 стр. 318-320

 По результатам (отрицательный результат тоже результат) в этом направлении был сделан последний шаг. Самогон попробовали вытеснить водкой. Для этого правительство СССР выпустило в продажу с 1 октября 1925 года 40% очищенное хлебное вино.

Борьба с самогоноварением и пьянством