|
ОСНОВНАЯ
|
ИСТОРИЯ ВИНОКУРЕНИЯ И ВИНОДЕЛИЯ |
ДОМАШНЕЕ САМОГОНОВАРЕНИЕ |
ГАЛЕРЕЯ |
|
||
Карикатура и сатира в борьбе с пьянством и самогоноварением Эпоха СССР Часть 1 Все что написано в этой статье, а так же все приведенные в ней материалы (цитаты изображения и т.п.) носят исключительно информационный характер, лишенный в контексте статьи какой либо идеологической, политической и религиозной подоплеки.
Борьба с пьянством, самогоном и самогоноварением была начата в Российской Империи, продолжена в первые годы советской власти и длилась все время существования СССР. Она велась разными способами, одним из которых была агитация с использованием карикатуры и сатиры в средствах массовой информации.
Ах, сегодня так весело россам,
Сергей Есенин «Снова пьют здесь, дерутся и плачут» 1922 год
Советская власть боролась с самогоном и самогоноварением целенаправленно, комплексно и беспощадно. Самый жесткий декрет был принят 13 мая 1918 года: «Декрет ВЦИК и СНК о чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию».
«3) Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающих хлебные запасы на самогонку, - врагами народа, предавать их революционному суду, заключать в тюрьму на срок не менее 10 лет, подвергать все имущество конфискации и изгонять навсегда из общины, а самогонщиков, сверх того, присуждать к принудительным общественным работам».
Декреты советской власти. М., 1959. т. 2. с. 265.
В 1919 году было принято «Постановление СНК о запрещении в РСФСР без разрешения производства и продажи спирта, крепких напитков и неотносящихся к напиткам спиртосодержащих веществ».
«Совет Народных Комиссаров постановил:
Декреты советской власти том VII 10 декабря 1919 г. — 31 марта 1920 г. М. 1974 стр. 34-36
Правительство принимало грозные декреты и постановления о запрете и предотвращении. На местах их выполняли. Но не всегда так как того требовали «сверху», что разуметься нашло свое отражение в сатирических рассказах, анекдотах и карикатурах того времени:
«После окончания Гражданской войны большевики выбросили лозунг: «Бедняка сделать богатым». Тогда большевики были против продажи водки и решительно боролись с самогоном. Для проверки этого постановления выехал на село Петровский. Приходит в бедняцкий комитет, и ему на встречу идет сам председатель бедняцкого комитета — пьяный, едва стоящий на ногах. К нему и обращается Петровский:
М. Мельниченко Советский анекдот М.: 2014 стр. 715
После образования СССР в 1922 году наказание за самогоноварение снова было смягчено:
Уголовный кодекс РСФСР 1926 года/Редакция 05.03.1926
«101. Приготовление с целью сбыта вин, водок и вообще спиртных напитков и спиртосодержащих веществ без надлежащего разрешения или свыше установленной законом крепости, а равно самый сбыт или незаконное хранение с целью сбыта таких напитков или веществ, - лишение свободы на срок до одного года с конфискацией части имущества или без таковой.
Чтобы преломить ситуацию с изготовлением и употреблением самогона в уже новой советской стране первоначально использовались «старые» проверенные способы. К ним относился контроль власти «на местах» (в городе и деревне) из «центра».
«РАБОТА СРFДИ ЖЕНЩИН»
«Ответственный работник из центра, прямо с поезда сорвавшись, обрушился в провинциальное учреждение типа просветительного.
М. Булгаков Собрание сочинений в десяти томах Т. 1 Москва 1995 стр. 312
Кроме проверок широко практиковалось усиление местной власти за счет обновления кадров.
«Нам нужен в деревне честный, трезвый советский аппарат». Зиновьев
Крокодил 1924 год №26 стр. 3
Для чего были объективные причины в ряде случаев.
Обзор политико-экономического состояния СССР за июнь 1923 г.
…
«Пьянство. Полевые работы, истощение хлебных запасов и лишь отчасти борьба с самогоном уменьшили повальное пьянство в деревне, о чем сообщают из Курской, Тверской, Черкесско-Адыгейской, Царицынской, Туркменской, Иркутской и Красноярской губ. Борьба с пьянством вообще же крайне слаба, так как в ряде губерний наблюдается поголовное пьянство среди членов волисполкомов, сельских милиционеров, деревенских коммунистов и других представителей местной власти (Тамбовская, Марийская, Татреспублика, Красноярская и Нижегородская губ.)».
Источник: http://istmat.info/node/24547
Трогательные и подражания достойные проводы председателя
«- Уж ты гой еси, председатель наш! Помогал ты жить кулакам-дружкам, сам ты зелье пил и других поил, взятки-братки с нас без отказу брал. Бьем челом тебе, председатель наш, исполать тебе, муж общественный. Прими от нас наш посильный дар: самогонный куб с принадлежностью».
Крокодил 1926 год №21 стр. 9
Усиливалась работа милиции и активистов по поиску самогонщиков, слежке за ними, проведению обысков, облав с составлением протоколов и т.п. мероприятиями.
- До нас не можна: тато самогон жене…
Перец 1988 №08 стр. 7
К и т.п. относились так же не совсем характерные для советской милиции обязанности. Например:
«Орловское отделение Центроспирта, в целях борьбы с самогоно-курением, требует от милиции сведений «о вкусовых ощущениях самогона в зависимости от сырья, из которого он выработан».
(Отношение Центроспирта №5211/кч от 16 августа).
«- Век запаху ее не знал, а теперь приходиться во вкус входить! С ними, с чертями сопьешься!» Крокодил 1926 год. №37 (197) стр. 6
Широко проводилась противосамогонная агитация. Она была тесно связана с идеологией того времени и в двадцатые-тридцатые годы в основном сводилась к борьбе с врагами и противниками советской власти. По этой причине самогон преподносился как оружие, с помощью которого попы, кулаки и пр. разоряют и уничтожают крестьянский и рабочий классы.
Отрывок из «Крестьянам! Рассказ о Змее Горыныче и о том в кого Горыныч обратился ныне»:
Самогон - змеищево имя.
В.В. Маяковский Полное собрание сочинений в тринадцати томах Т. 5 Москва 1957стр. 190-191
«Вон самогон!»:
«Степанида моя, Степанида-свет,
Рисунок Маяковского
Протащили в окно пару длинных труб,
В.В. Маяковский Полное собрание сочинений в тринадцати томах Т. 5 Москва 1957стр. 176
Поп, урядник и старый помещик. Там же стр. 186
Чем аргументировался сей подход в антисамогонной и антиалкогольной агитации:
Поповско-кулацкая сивуха
«Религия и водка служили одной цели: они помогали угнетателям закабалять трудящихся. Помещик и фабрикант, кулак и поп, царь и урядник, - все мироеды были заинтересованы в том, чтобы обмануть многомиллионные массы, одурманить их. Поп напевал беднякам о будущем блаженстве, дурманя их религиозной сивухой. Кулак подносил стаканчик батраку или бедняку, чтобы легче выматывать потом из них жилы.
И. Алексеев В. Шишаков Кулацкие окопы Издательство «Безбожник» Москва 1930 г. стр. 43
«- Белую ты пить научился, а теперь пойдем в церковь, - попробуем красного!»
«В колхозе имени Шевченко (Николаевский район Одесской обл.) верующие родители под влиянием церковников напоили комсомольцев В. Горбенко и В. Юрченко, а потом затащили в церковь. Комсомольская организация исключила обоих из комсомола, а об антирелигиозной пропоганде и не подумала. (Газ. «Комсомольская правда»)».
Безбожник 1937 №7 стр. 17
«Урядник, целовальник и «батюшка», - вот триединая физиономия царской власти в деревне. «Холодная», трактир и церковь, - вот три учереждения, которые не за страх, а за совесть боролись за торжество и процветание царско-помещичьей власти.
И. Алексеев В. Шишаков Кулацкие окопы Издательство «Безбожник» Москва 1930 г. стр. 55
Чернорясый разъяснитель
Безбожник 1937 №05 стр. 15
- К рождеству гонишь?
Мастера советской карикатуры В. Жаринов 1981 стр. 14
Еще одним способом борьбы в СССР с самогоноварением была попытка заменить самогон напитками с низким содержанием алкоголя: вином, слабыми наливками и пивом. Этому способствовало восстановление виноделия в южных регионах (Крым, Кубань) и НЭП.
На путях прогресса
- Ну, теперь наша улица совсем протрезвеет: три пивных закрыли – и везде на их месте вот такие кооперативы будут.
Крокодил 1926 № 17 стр. 12
Рекламный слоган для Хамовнического пива придуманный В.В. Маяковским:
«Трехгорное пиво выгонит вон и ханжу и самогон»
«Ханжа» - исковерканное слово «ханьшин» - название китайской водки. Смесь денатурата с клюквенным квасом. Существовало много видов ханжи с различными добавками, но основой всегда был денатурат.
Что только способствовало росту пьянства среди населения.
«На организованный Мосгуботделом союза текстильщиков массовой воскресной экскурсии было выпито 20.000 бутылок пива».
(Рабочая Газета) - Это что за гад?
Крокодил 1926 №28 стр. 9
Заменить самогон пивом и вином не удалось Мало того гнать стали больше о чем можно судить по следующей статистике:
«В 1923-м году было отобрано по СССР при обысках 54.000 самогонных аппаратов, а в 1924 г. – 74.000 аппаратов (а всех обнаруженных случаев самогонокурения было в 1924 году 275.000). Самогон гонят не только дома, в риге, на гумне, но и в лесах, чтобы укрыться от любопытного глаза соседа или от зоркого ока милиции. Предполагается, что в 1925 году в работе находилось не менее одного миллиона аппаратов».
Николай Тяпугин Народные заблуждения и научная правда об алкоголе Москва 1926 год ср. 20
О том какая ситуация с употреблением самогона была в городе в начале двадцатых хорошо описано в рассказе Михаила Булгакова «Самогонное озеро»:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У меня есть проект. В течение двух месяцев я берусь
произвести осушение Москвы если не полностью, то
на 90%.
М. Булгаков Собрание сочинений в десяти томах Т. 1 Москва 1995 стр. 318-320
По результатам (отрицательный результат тоже результат) в этом направлении был сделан последний шаг. Самогон попробовали вытеснить водкой. Для этого правительство СССР выпустило в продажу с 1 октября 1925 года 40% очищенное хлебное вино.
|