ОСНОВНАЯ  ИСТОРИЯ ВИНОКУРЕНИЯ И ВИНОДЕЛИИЯ |  ДОМАШНЕЕ САМОГОНОВАРЕНИЕ  |  ГАЛЕРЕЯ  | 


Ханшин

 Китайская водка (шао-цзю), называемая русскими «ханшином» или «сулей», чрезвычайно распространена в Уссурийском Крае. Производство ее раньше было местное, теперь - заграничное. Строго говоря, каждая китайская фанза есть маленький ханшинный заводь, изготовляющей водку для своего употребления, для продажи русским и для кредитования местных инородцев. В каждой фанзе есть заторная яма и примитивное приспособление для перегонки спирта из хлебной закваски.
 Настоящее ханшинные заводы (шао-го-дянь) появляются в Уссургйском Крае с восьмидесятых годов в Суйфунском и Сучанском районах и около устья реки Имана. Позже заводы эти появляются около устья реки Ното, в бассейне оз. Ханка, в Анучинском районе и в области 3асучанья.
 По статистике Надарова, с 1883 года по 1887 год в Уссурийском Крае было 143 ханшинньгх завода, которые распределялись тогда следующим образом:

 В период с 1900 года по 1906 год число ханшинныхъ заводов увеличилось на 61. По долинам рек они распределялись так:

 Ханшииные заводы по нынешнему своему виду мало отличались от обыкновенных жилых фанз, разве только своими размерами. Это были глинобитные постройки со множеством служб и рабочих. Тутъ-же около эаводов были расположены большие поля, засеянные кукурузой, чумизой и пшеницей. Собранный хлеб складывался вблизи фанз в высокие зароды (май-до).
 Спирт, изготовляемый китайцами в Уссургйском Крае, трех сортов: лучший - шеничный, затем овсяный и кукурузный. Выше я говорил, что каждая фанза представляет из себя небольшой завод, изготовляющий водку для своего употребления и что в каждой фанзе есть заторная яма и приспособление для выгонки спирта. Яма эта устраивается в полу, в земле и делается глубиной до 2 аршин, длиною в сажень и шириною в 1 1/2 аршина; дно и сгены ее выложены толстыми досками.
 Приготовленге ханшина довольно длинная процедура. Зерно, предназначенное к выгонке спирта, сперва тщательно проветривается и, вообще, очищается от мусора. Затем его смачивают водой и ссыпают в заторную яму (цюй-цзы-цзяо) при этом плотно утрамбовывают ногами. Если сейчас не думают гнать спирт, то дня через два, три из разбухшего и слежавшегося зерна делаются сулевые кирпичи (китайское название цюгй-цзы), имеющие вид и размеры обыкновенных глиняных кирпичей. Кирпичи эти складываются в клетку на решетины под крышей фанзы для просушки. Они высыхают, становятся очень плотными И твердыми и в таком виде могут пролежать неограниченно долгое время.
 Когда надо приготовлять спирт, то сулевые кирпичи сперва смачиваются водою, потом они плотно один к другому укладываются в заторную яму, прикрываются циновкой, сверху замазываются глиной и закрываются доскам и смоченные кирпичи становятся мягкими, разваливаются сами собой и образуют общую массу закваски. Суток через десять зерно темнеет и начинает издавать спиртной запах. Продержав зерно в яме еще двое суток, манзы приступают к выгонке из него спирта.
 Китайский перегонный аппарат (цзю-тун) очень примитивен. Он устраивается над тем же котлом, в котором варится пища. В котел вливается вода, а сверху он прикрывается круглым ситом. Поверх сита прямо на печь ставится деревянный или глиняный бездонный чан, в который лопатами насыпается закваска. Нижние края чана, соприкасающееся с печкой, обмазываются глиной. Сверху на него ставится другой котел, чисто вымытый с наружной стороны. В этот котел наливается холодная вода. Края его, соприкасающееся с чаном, платно укрываются мокрыми тряпками. Этот котел играет роль холодильника. Когда вода в нижнем котле начинает закипать, пары ее, проходя сквозь закваску, нагревают последнюю и увлекают за собою пары спирта. Прикасаясь к холодному дну котла, пар конденсируется и оседает в виде капель, которые сползают к основанию его днища. Для приема капающего спирта надь котлом ставится особое приспособление в виде большой ложки с маленьким канальцем в ее рукояти, выведенным наружу. По этому канальцу и стекает спирт в глиняные сосуды.
 Во время гонки спирта китайцы угощают своих соседей и зазывают всех прохожих.
 Когда ханшин остынет, его сливают в деревянные ящики или в плетеные тулузы, обмазанные козеином и оклеенные масляной бумагой.
 Обыкновенно в ящик заключается от 3 до 4 пудов

 ханшина. Цена на китайский спирт зависит от того, из какого зерна он выгнан. В Уссургйском Крае ханшин гонится чаще всего из смеси кукурузы м овса, пшеницы и кукурузы или овса и пшеницы. Местный ханшин, крепостью в 50-60%, стоить от 3 до 5 рублей пуд. 3начитъ, один ящик китайской водки стоит 10-20 рублей. Одна квасильная яма дает до 10 ящиков ханшина, на сумму от 100 до 200 рублей. Помножьте теперь эту цифру на число всех фанз в Уссурийском Крае и вы получите яркую картину торговли водкой земледельческим китайским населением. В эту статистику не войдут специальные ханшинные заводы.
 Если считать годовом оборот одного ханшиннаго завода приблизительно в 10.000 руб, то оборот всех 204 заводов выразится в огромной цифре 2.040.000 руб. С 1907 года деятельность этих заводов начинает понемногу сокращаться. Китайцы переносят их на левый берег Уссури, оставляя местом сбыта все тот же Уссурийский Край и Амурскую область.
 Китайцы пьют ханшин подогретым. При нагревании из него улетучиваются сивушные масла, вследствие этого он теряет свои одурманивающие свойства. Для нагревания водка вливается в небольшой медный сосудик (цзю-ху), который русские называют «тиуху». Он имеет конусовидную форму, узенькое горлышко и сверху небольшую воронку. Для нагревания водки тиуху ставится в горячую золу. Узкое отверстие предохраняет спирт от вспыхивания. Горячий спирт китайцы пьют маленькими чашечками (шао-цзю-чжунъ-цзы), величиною в '/з нашей рюмки. Пьют они его часто, но до пьяна не напиваются даже в праздничные дни. Вообще, употребление ханшина у них не мешает работе: в урочное время все на своих местах. В этом отношении полную им противоположность представляют русские переселенцы. Большое количество дешевого спирта, постоянно находящегося у них под рукой, привело к тому, что они стали опускаться и вести жизнь распутную, праздную.
 «3начитъ, вред приносимый ханшином, не только материальный для русской казны, но и нравственный по отношению к русскому населению и потому способы борьбы с этим злом должны быть увеличены, хотя бы для этого пришлось и произвести новые денежные затраты».
 В последние семь лет. с увеличением числа корчемной стражи, ханшинмые заводы начали вытесняться. Землю от китайцев стали отбирать русские переселенцы, начались конфискации и, нередко, самые заводы разрушались, а хозяева их подвергались задержанию. Это принудило китайцев ликвидировать свои дела в Уссурийском крае и перекочевать за Уссури в Маньчжурию.
 Однако, с уходом ханшинщиков из Приамурья, количество китайской водки в Крае не только не уменьшилось, а увеличилось еще более.
 В сущности, ханшинные заводы только немного передвинулись в сторону, а рынком сбыта китайского спирта остался все тот же Приамурский Край, все те же крестьяне, уссурийские манзы и наши инородцы.
 Такое положение вещей только устроило китайцев. Раньше их беспокоили русские власти, теперь же, когда они перенесли сваи заводы на левый берег Уссури, они стали работать спокойно и сбывать весь избыток ханшина в Уссурийский Край и Амурскую область.
 «Надзор за границей Уссури и Амура, простирающейся почти на две тысячи верст, недостаточен. Оградить русские и инородческие поселения от ввоза в них китайского спирта корчемная стража почти бессильна. Трудность борьбы с контрабандистами увеличивается еще и тем обстоятельством, что сами казаки и переселенцы не только способствуют китайцам, но нередко и сами занимаются провозом спирта через границу из Маньчжурии.
 Р. Уссури, составляя на основании ст. 1-й дополнительного договора, заключенного 2-го ноября 1869 г. в Пекине, естественную границу между Россией и Китаем, является нейтральной полосой для этих государств, в тоже время составляет и единственный путь для летнего и зимнего сообщения между селениями, расположенными как на нашей, так и на китайской стороне. Вследствие этого, а также вследствие того, что на реке встречаются различные препятствия, как например наледи, полыньи и проч., то дорога, пролегающая по льду реки Уссури, идет то у одного берега, то у другого. Вопрос о транзитном провозе по реке Уссури китайскими подданными не подлежащих ввозу в пределы России грузов имеет значение не только для одной Приморской области, но и для всего Приамурского Края».
 «Ввоз ханшина в наши пределы с каждым годом становился все больше и больше и теперь принял чрезвычайные размеры. Ханшин, как выше было сказано, теперь все пьют: пьют инородцы, пьют его казаки, пьет весь простой народ и в известных случаях даже предпочитает нашей водке, так как он более крепок, чем последняя. Главная причина его повсеместного распространения заключается в его дешевизне. При существующей цене на хлеб, ведро русской водки, со всеми расходами по ее производству и с придачею 20 %, прибыли, не может стоить заводчику более 5 руб. 25 коп., однако по справке акцизного надзора ведро простого вина в питейных заведениях стоит 10 руб., а столового -12 р., не считая посуды. Ханшин же пуд (1 ? ведра), крепостью не менее 60% стоит от 2 до 3 руб.; в Сахаляне на р. Амур от 3 ? до 4 ? руб., в Благовещенске - от 4? до 6 руб.; в Мохе от 5 руб. до 7 руб. При раздробительной продаже в городе и в русских селениях бутылка китайского спирта обходится от 20 до 30 коп. Вот почему местами ханшинъ совершенно вытеснил русскую водку. Несмотря на все это, факты захвата нашими властями ханшина и уничтожения его редки. Оно и понятно, так как поимщик в подобных случаях всегда рискует создать себе большие или меньшие неприятности, а если захватывается значительное количество ханшина на месте или транспорт его, то поимщики рискуют даже быть убитыми. Вознаграждения же за поимку нет никакого. Нельзя также упускать из вида, что такого рода положение дела дает широкое поле к злоупотреблениям. Так как статья 14-ая Правил, приложенных к Петербургскому трактату 1881 года разрешает беспошлинный ввоз из Китая в Россию по сухопутной границе спиртных напитков, то китайцы такое запрещение признают прямым нарушением этого договора. Вот почему от китайских пограничных властей постоянно поступают жалобы при каждом случае, когда до них доходят слухи о том, что у того или другого лица было уничтожено в наших пределах известное количество ханшина. При этом они постоянно высказывают, что китайцы привыкли с малолетства к этому напитку, что они употребляют его умеренно, что он им не вредить, а напротив того безусловно полезен и необходим в особенности для тех китайских подданных, которые занимаются звериными промыслами в холодной тайге или капустных промыслах на морском побережье. Против справедливости таких жалоб китайских властей сказать ничего нельзя. Народ тысячами лет привык пить свою водку, притом умеренно, и она вредного влияния на здоровье народа не оказывает. Жалобы свои они тем более считают основательными, что они не видят, чтобы умеренное употребление ханшина оказывало бы какое либо заметное вредное влияние на здоровье коренных жителей. Злоупотреблять же вообще спиртными напитками нехорошо.
 Вопрос о вреде ханшина предложен был на обсуждение медицинского совета, который, имея в виду, что ханшинъ содержит в себе большое количество сивушного масла, мнением своим положил, что напиток этот ни в каком случае не должен быть допускаем к употреблению среди русских».
 Для борьбы с этим есть только два способа. Первый усиленная охрана границы и второй -допустить временное понижение акциза на русский спирт, чтобы этим убить и китайскую торговлю водкой.

 Китайцы в Уссурийском Крае. Очерк историко-этнографический. Хабаровск 1914 Стр. 131-138

Этнография