ОСНОВНАЯ  ИСТОРИЯ ВИНОКУРЕНИЯ И ВИНОДЕЛИИЯ |  ДОМАШНЕЕ САМОГОНОВАРЕНИЕ  |  ГАЛЕРЕЯ  | 


 «Значение айрана в питании хакасов трудно переоценить. Об этом имеется прекрасная работа А.В. Адрианова. Сами хакасы говорят: все здоровье народа от айрана. Это универсальный напиток. Им угощают любого зашедшего в юрту, его используют в ритуальных целях, он прекрасно утоляет жажду и голод. Для получения дальнейших продуктов айран перегоняли на молочную водку «айран арагазы». Хакасский термин «арага», также как название похмелье «пахпыр» имеют арабское происхождение и свидетельствуют о культурном заимствовании не только хмельного напитка, но и состояния после его принятия. У хакасов существовало два вида самогонных аппаратов. Древнейшим считался «хазан-хахпах». Это был самогонный аппарат западно-монгольского (ойратского) типа. Он состоял из большого казана, установленного на треножнике (очых). В него наливали айран, а сверху закрывали деревянной сферической крышкой «хахпах». В крышке имелись два отверстия, куда вставлялись изогнутые деревянные трубы «сорга». Другим концом они упирались в два чугунных кувшина «ырагы», стоявших в корыте «колбе» с холодной водой. Прежде чем вода в корыте (колбе суу) нагреется, один казан айрана полностью успевали перегнать. Чугунные кувшины «ырагы» производили на Абаканском железоделательном заводе (ныне гАбаза), который учитывал спрос местного рынка. Наполненность кувшинов и крепость араки проверяли специальным прибором «амзор». Он представлял из себя длинную палочку с прикрепленными волокнами конопли на конце. Амзор опускали в кувшин и по отметкам на стержне определяли наличие араки.

 Для дегустации конопляные волокна обсасывались. Крепость араки была не больше 5-10 градусов. В редких случаях, чтобы получить хмельной напиток покрепче, делали повторную перегонку. Такая арака называлась «хорачын». Для герметичности аппарата места соприкосновения крышки с казаном и деревянными трубами замазывали свежим коровьим навозом, смешанным с золой. Интересно отметить, что выражение «хазан сыбирга» — букв, замазать котел — в современном хакасском языке обозначает — перегнать айран на молочную водку.
 В XIX в. среди хакасов распространился самогонный аппарат восточно-монгольского (халхасского) типа — «улгер» или «сойан хахпах». Он был заимствован хакасами из Тувы.
 Об этом факте свидетельствует и его название «сойан хах-пах» — тувинский аппарат. Термин «улгер» происходит от тувинского «булгээр» и монгольского «булгэр». Самогонный аппарат «улгер» состоял из большого казана, вмазанного в печь «кимеге». На нем устанавливали коническую кадку без дна. Внутри ее делался наклонный лопатообразный желоб (чайолдырых) с выходящим наружу носиком (copгa). Сверху кадка закрывалась небольшим охладительным котлом «тах-тай» или «чылапчы», напо пении пары айрана поднимались вверх до соприкосновения с охладительным котлом, превращались в капли араки и по желобу стекали в кувшин.
 Молочную водку употребляли по праздникам для угощения гостей и для выполнения религиозных обрядов. Молодым людям пить запрещалось. Женщина могла употреблять хмельные напитки только после рождения второго или третьего ребенка. Заботились о здоровом потомстве.
 Во время застолья все вино из бутылок сливали в одну посуду (казан), установленную в центре стола или круга людей. Араку пили из китайских чашечек «хыдат чирче» или из одной застольной чаши — «чочьщ айах», которая двигалась по кругу. Сначала «чочыц айах пригублял хозяин, а потом передавал гостям, каждый из которых поочередно должен пригубить ее, подчеркивая свое равноправие, и в конце чаша с остатками вина доходила до хозяина. Пословица в данном случае гласила: «Ээзi албаанда, хан даа албаан. — «Пока хозяин не отведает чашу с вином, то даже хан ее не возьмет». Этот обычай возник во времена средневековья, когда среди народов Южной Сибири и Центральной Азии были развиты междоусобные войны, и родовая знать использовала отравленное вино для уничтожения опасных противников.
 При распитии вина соблюдали своеобразный этикет. Араку называли иносказательно — «улуг ас» (великая пища). Употребляли ее умеренно. По этому поводу говорили: «Улуг астац ас полбассыц». — «Великую пищу не переборешь». Красную лакированную чашечку «хыдат чiрче полностью не осушали, ибо если у кого останется пустое дно, то жилище станет пустым. Не говорили спасибо за поданную чашечку с аракой, ибо считали, что у вина нет стыда. Держать в одной руке бокал с вином, а в другой трубку с куревом запрещалось. Молочную водку хранили в кожаных флягах «тазор» или «торсых» и в деревянных бочонках «iдiс». Первую чашку непробованной араки «iдiс ахсы» из открытого бочонка наливал себе хозяин.
 Сначала из нее совершали возлияние духам — «нааныг». Брызгали аракой по три раза в очаг, потом к дверям и дымоходу юрты. Затем в эту чашку символически доливалось вино, и сам хозяин его выпивал. Последний остаток араки «iдiс туб!» считался за счастье. Человек, которому досталось выпить «iдiс туб!», обязан был пригласить гостей к себе домой.
 В наше время обычай упростился, и такой человек просто обязан сходить в магазин за вином. Продавать араку, как и другие молочные продукты, по хакасским поверьям запрещалось: всевышний-дал это все даром, поэтому при их продаже счастье может уйти. Однако в XIX в. товарно-денежные отношения неумолимо внедрялись в жизнь хакасов, в результате чего они стали продавать не только, мясо, но и масло. После перегонки айрана в казане оставалась творожистая гуща «поча». Из нее готовили свадебное ритуальное блюдо «поча потхы». В кипящую творожистую гущу насыщали мелко рубленное мясо, крупу и добавляли муку. Получалась густая и сладковатая на вкус каша. Ее давали попробовать каждому из присутствующих на свадьбе, дабы каждый имел свое потомство».

 В.Я. Бутанаев Традиционная культура и быт хакасов Абакан 1996 г. стр. 116-119

Этнография